Россияне стали чаще материться: в чем феномен нецензурной лексики и надо ли с ней бороться
Газета "Нижегородская правда" №6 от 01.02.23
Подписка на газетуРоссияне стали чаще материться. По данным digital-агентства «Интериум», количество мата в социальных сетях по сравнению с прошлым годом выросло на 17%. Росту нецензурной брани способствует, по мнению авторов исследования, стресс и трудности. Защитники мата наделяют его уникальным смыслом, ставят в пример великих русских писателей, а лингвисты бьют тревогу, говоря о снижении культуры. В чём феномен мата и нужен ли он нам?
Уши в трубочку
Когда моя дочь только училась говорить, приходилось по несколько раз повторять одно и то же слово, чтобы превратить её мычание в набор букв, обозначающих предмет или действие.
Но стоило мне в сердцах брякнуть матерное слово, как оно тут же вылетело из её уст без единого неверно произнесённого звука. В следующие несколько дней все, кто нам встречался на улице, знали, что воспитывает этого очаровательного ребёнка мать-сквернослов.
Справедливости ради, когда на детской площадке появляются подростки, у меня самой уши в трубочку сворачиваются. Компании, которые собираются на лавочке у моего подъезда, не просто употребляют нецензурные слова, а буквально на них разговаривают.
«Однажды в 10 лет я спросила у мамы значение матерного слова, она отправила меня мыть рот с мылом, потому что в нашей семье нецензурщина была под строжайшим запретом, – говорит подруга Ирина. – В моей семье действует то же правило: ни я, ни муж не выражаемся. Для меня верх сквернословия – это слово «блин». Зато мой сын иногда выдаст такое, от чего мне дурно физически. Вот откуда берёт?»
Что удивляться, ведь нецензурная лексика прочно вошла в массовую культуру. Мат, пусть и запиканный, несётся с экранов телевизоров во время показа телешоу, фильмов, звучит в песнях, из уст популярных блогеров. Кажется, что это уже норма. Но так ли это на самом деле?
Великий и могучий?
Единого мнения о происхождении мата нет. Одна из гипотез гласит, что бранными словами пользовались языческие племена для совершения обрядов.
Как бы то ни было, с матерными словами боролись всегда, в том числе на законодательном уровне. Например, наказание за нецензурную брань было предусмотрено военно-уголовным кодексом, который принял Пётр I. Осуждала обсценную лексику Екатерина II. Неприемлем был мат и в советские годы. Запрет на публичное употребление мата действует в России и сейчас. Но многих это не останавливает.
Эксперты говорят, что повальное сквернословие, обрушившееся на нас в последние годы, бер т свои истоки в общественно-политических потрясениях конца ХХ века.
«Учёными неоднократно отмечалось, что отмена цензуры, объявленная в 1990‑х годах свобода слова обернулись «свободной матерного слова». То, что ещё в 70‑е или 80‑е было немыслимо напечатать в газете или произнести с телеэкрана, стало допустимым, – отмечают заведующий кафедрой современного русского языка и общего языкознания, д. ф. н., профессор Лариса Рацибурская и преподаватель кафедры современного русского языка и общего языкознания, к. ф. н. Елена Жданова. – Запрещённое раньше стало разрешённым, и многие начали даже бравировать употреблением «непотребных слов и выражений». Но средства массовой информации, а также известные актёры, политики, общественные лидеры обладают способностью влиять на мнение социума. Если можно использовать нецензурную брань в газете, если политик не стесняясь произносит матерные слова, и его за это никто не осуждает, то почему следует сдерживаться и следить за своей речевой культурой рядовым гражданам?»
В новейшей России, говорят эксперты, навязывается миф о «великом и могучем» русском мате, представление о повально матерящейся деревне (чего в действительности никогда не было), о крепком словце, которое поможет решить проблему. В наше сознание внедряется стереотип о том, что матерятся все. Но на самом деле традиционная культура весьма осторожно относилась к использованию бранных слов.
«Нередко приходится слышать мнение о том, что даже выдающиеся русские писатели употребляли в своих произведениях нецензурную лексику, – отметили Лариса Рацибурская и Елена Жданова. – Во-первых, развитие человеческого общества предполагает прогресс, а не регресс. В произведениях того же Пушкина при большом желании можно найти не только нецензурные слова, но и элементарные грамматические ошибки, которые в начале XIX века ошибками не являлись. Но с тех пор многое изменилось, в том числе и в речевой культуре. Во-вторых, прикрываться авторитетом писателей, которые жили в прошлые эпохи, неэтично. Мы не знаем, как бы они отреагировали на подобное, если бы жили в наши дни. Смеем предположить, что автор, который в наши дни напишет роман, подобный «Евгению Онегину» или «Войне и миру», не будет снисходительным популяризатором мата».
Сняли напряжение
Ряд экспертов считает, что у мата есть важная психологическая функция. Мол, крепкое словцо помогает эмоционально разрядиться в момент психологического напряжения. Однако на самом деле такая разрядка может лишь добавить проблем.
«В некоторых случаях, например, при внезапном стрессе, человек может выругаться и таким образом снять напряжение. Но дальше возникшую проблему придётся решать, и мат тут уже не поможет, – говорит психолог Анна Митрофанова. – Также нужно учитывать, как сам человек относится к таким словам, направляет ли он их на окружающих людей, к каким последствиям это может привести. Постоянное использование ненормативной лексики в своей речи, в том числе и в сетевом общении, говорит о том, что человек не способен полностью себя контролировать и может стать нежелательным собеседником».
Развитие социальных сетей только усугубляет ситуацию.
«Кажущаяся анонимность в Сети может внутренне растормаживать человека, в том числе и в плане ругани, и приводить к более серьёзным последствиям и для его психики, и для жизни, – продолжает психолог. – Важно стремиться всегда сохранять адекватность и выбирать наиболее приемлемые способы самовыражения».
Так что будем надеяться, что процент тех, кто использует нецензурную лексику, будет только снижаться.