С кого взыскать за ущерб из-за засора канализации?
Газета "Нижегородская правда" №39 от 05.07.23
Подписка на газетуКоммунальщики бьют тревогу: количество засоров на канализационных сетях города растёт. Только в этом году устранено больше 2000 засоров, что превысило показатели прошлого года. И это не считая проблем внутри многоквартирных домов. Кто виноват в возникающих вопросах и кому придётся ответить рублём за коммунальное безобразие?
Нашли мусоропровод
Ресурсоснабжающая организация Нижнего Новгорода главную причину засоров видит в том, что жители используют канализацию в качестве мусоропровода.
«Влажные салфетки, предметы личной гигиены просто не растворяются в сточной воде, образуя глухие пробки, устранением которых вынуждены заниматься наши аварийно-восстановительные бригады. Кроме того, часть мусора попадает на канализационные насосные станции. Ежедневно мы собираем с 60 станций заречного канализационного эксплуатационного участка около 10 кубических метров таких отходов. Дальше перегружаем их в контейнеры и отправляем на полигон на утилизацию – это, кончено, большие затраты», – рассказывает заместитель начальника Заречного канализационного эксплуатационного участка компании «Нижегородский водоканал» Борис Лысенков.
Некоторые умудряются спустить в канализацию строительные отходы, старые тряпки, полиэтилен, медицинские маски и даже наполнители для кошачьих туалетов.
Итог очевиден – аварии как на внутридомовых сетях водоотведения, так и на городских трубопроводах и канализационных насосных станциях. В первом случае может произойти подтопление стоками многоквартирного дома, во втором – излив стоков на поверхность и подтопление улиц города. Для устранения последствий такой аварии может потребоваться отключение холодного водоснабжения в нескольких домах или целом районе. Кроме того, засоры – серьёзная угроза для бесперебойной работы насосных станций.
Дали срок
Несмотря на то, что в этих коммунальных проблемах часто виноваты сами жители, спрос в большинстве случаев всё же не с нас. Устранять засоры в доме должны сотрудники управляющей компании или ТСЖ, причём в течение двух часов после того, как подана заявка. К сожалению, на практике люди ждут гораздо больше, а нередко вынуждены идти с жалобой в жилищную инспекцию или прокуратуру.
Коммунальный помощник
Не можете добиться ремонта в доме, внезапно отключают воду или свет, с контейнерной площадки не вывозят мусор — расскажем, как заставить коммунальщиков работать.
Например, проблемы с канализацией в доме № 12 по улице Верхнепечёрской в Нижнем Новгороде в прошлом году удалось решить только после обращения в Госжилинспекцию. Жаловались в контрольно-надзорные органы уже в этом году и собственникам дома № 5 по улице Культуры. Ролики с разливающимися стоками регулярно снимают и выкладывают в сеть жители ЖК «Окский берег». Так собственники привлекают внимание к своей проблеме, когда коммунальщики не реагируют. И таких историй десятки.
Виновные заплатят
И ведь хорошо, если всё обходится только неприятным запахом. Бывает, что коммунальные стоки заполняют квартиры, из-за чего оказываются испорчены ремонт и мебель. Возникает вопрос: к кому предъявлять иск? В большинстве случаев к управляющей компании, которая несёт ответственность за содержание общего имущества, к которому и относится система канализации. Бывает, что пытаются взыскать ущерб с соседей, но это ещё надо доказать, что именно ваш сосед что-то выбросил, из-за чего произошёл засор.
Подтверждение тому история, которая произошла в Санкт-Петербурге. Одни соседи подали на других, тех, что живут этажом выше, в суд. Они требовал возместить ущерб после канализационной аварии – больше 100 тысяч рублей. Суд первой инстанции удовлетворил требования истцов, правда, снизил сумму. Такой поворот не понравился жильцам сверху, они подали апелляционную жалобу. В итоге после всех судебных разбирательств виновной признали управляющую компанию, поскольку не была доказана вина кого-то из жильцов. Собственно, ДУКу и пришлось возмещать ущерб.
«Стояк относится к общедомовому имуществу многоквартирного дома. Управляющая компания обязана обеспечивать его надлежащее содержание, а также несёт ответственность за причинение вреда по её вине и обязана возместить такой вред. Таким образом, собственник пострадавшей квартиры вправе требовать с управляющей компании возмещёния причинённого ущерба, – сообщил адвокат Олег Трубин на портале 9111.ru. – При этом необходимо вызвать представителя управляющей компании для составления соответствующего акта, где будет установлен сам факт залива, а также чётко прописан причинённый ущерб и обстоятельства, при которых такой ущерб был причинён. Определить размер ущерба можно самостоятельно (например, заказав независимую оценку). Далее необходимо обратиться в управляющую компанию с требованием добровольно возместить ущерб, а в случае отказа либо частичного удовлетворения требований можно обращаться в суд».
Впрочем, всего этого в большинстве случаев можно избежать, если жители будут чаще проявлять сознательность.