Самые громкие скандалы на съёмках советских фильмов
Газета "Новое дело" №29 от 27.07.23
Подписка на газетуГлядя на многие любимые советские фильмы, сегодня даже трудно представить, какие страсти порой кипели на съёмочных площадках. И какие скандалы разгорались между актёрами и режиссёрами. Мы решили вспомнить самые знаменитые киноскандалы советских картин.
«Белое солнце пустыни»
На роль Фёдора Сухова в «Белом солнце пустыни» изначально был утверждён Георгий Юматов. Он даже получил часть гонорара. Однако в назначенный день съёмок актёр на площадке не появился. Взломав дверь гостиничного номера, группа обнаружила Юматова, лежащего на кровати мертвецки пьяным. Вдобавок актёрское лицо хранило яркие следы минувшей драки.
Выяснилось, что вечером Юматов с компанией поминал погибшего накануне известного режиссёра Никиту Курихина. Поминание плавно переросло в драку.
Для того, чтобы юматовское лицо приняло пристойный вид, нужно было не меньше недели. Снимать же надо было прямо сейчас. К тому же не было никакой гарантии, что и в дальнейшем актёр вновь не выкинет что-нибудь подобное. Поэтому Мотыль срочно вызвал на съёмки Анатолия Кузнецова. Юматов же отбыл со съёмок без копейки денег, поскольку пропил всю имевшуюся у него наличность.
«Земля Санникова»
Утверждённые на главные роли в картине кинозвёзды – Сергей Шакуров, Олег Даль, Владислав Дворжецкий, Георгий Вицин с самого начала не приняли начинающих режиссёров. Знаменитые актёры считали их дилетантами, принимали в штыки все указания и даже обращались к руководству «Мосфильма» с требованием отстранить непрофессионалов от работы.
«Кончилось тем, что из фильма ушёл Сергей Шакуров, который должен был играть роль ссыльного. Его пришлось заменить Юрием Назаровым. И я очень доволен тем, что делал в фильме Назаров, хотя уверен, что Шакуров тоже сделал бы не хуже», – рассказал нам один из режиссёров картины Альберт Мкртчян.
Остальные актёры в итоге, поддавшись на уговоры киночиновников, согласились сниматься в картине. Шакуров счёл это предательством. «Я вырубил этих двух людей из своей жизни – Даля и Дворжецкого…» – вспоминал потом он.
Отношения с оставшимися актёрами у режиссёра складывались тоже непросто. Так, по словам Альберта Мкртчяна, ему было бесконечно сложно работать с Олегом Далем, который на съёмках беспробудно пил.
«Иной раз на съёмках крупного плана приходилось держать его за ноги, чтобы он не упал. Очень было сложно! Я с ним разговаривал неоднократно, просил. Но бесполезно, он всё равно пил. И некоторые съёмки приходилось просто отменять, потому что в таком состоянии снимать его было нельзя», – жаловался режиссёр.
В итоге он убил героя Олега Даля несколько раньше, чем это предполагалось по сценарию, а остаток текста отдал Дворжецкому.
Сам Даль тоже не очень лестно отзывался о режиссёрах картины: «Клинические недоноски со скудными запасами серого вещества, засиженного помойными зелёными мухами».
«Шерлок Холмс и доктор Ватсон»
У Василия Ливанова, игравшего Шерлока Холмса, с самого начала не сложились отношения с режиссёром картины Игорем Масленниковым.
По словам последнего, знаменитый актёр оказался просто плохим человеком. И все восемь лет, что шли съёмки фильмов о Холмсе, он терпел Ливанова только потому, что тот идеально попал в образ. Хотя своим успехом картина, по мнению режиссёра, обязана больше образу доктора Ватсона.
«Я думаю, что успех наших фильмов заключается не в Ливанове, а в Соломине, – делился с нами Игорь Масленников. – Виталий Соломин «сделал» Холмса. Благодаря его реакциям образ Холмса получился таким объёмным. Так что Василий Борисович напрасно думает, что это всё только его заслуга.
Кроме того, говорят, что Василий Ливанов из-за чрезмерного пристрастия к выпивке порой даже срывал съёмки. Но сам актёр это решительно опровергал.
Окончательно же отношения между Ливановым и Масленниковым разладились после того, как режиссёр получил Госпремию за картину. Ни сам Ливанов, ни Виталий Соломин, ни главный оператор фильма в число награждаемых включены не были.
«И если бы он был человеком порядочным, он должен был бы сказать, что не может получать награду без своих товарищей, – делился с нами своим негодованием Василий Ливанов.
«Семнадцать мгновений весны»
Изначально на роль Штирлица планировался Арчил Гомиашвили, у которого как раз разгорался роман с режиссёром картины Татьяной Лиозновой.
По словам Арчила Гомиашвили, он уже вовсю работал над сценарием. Тихонов же, как уверял актёр, активно доказывал, что эта роль создана для него. А поскольку тихоновская знаменитость не шла ни в какое сравнение с известностью Гомиашвили, то на Штирлица в итоге назначили его.
Правда, по другой версии, киноначальство изначально было решительно против того, чтобы образ советского разведчика воплощал актёр, недавно сыгравший Остапа Бендера.
Так или иначе, но на Татьяну Лиознову началось давление. Она в этой ситуации заняла нейтральную позицию и отстаивать своего поклонника не стала. Гомиашвили обиделся, всё бросил и уехал в Грузию. Их роман с Лиозновой после этого тоже сошёл на нет.
«Д‘Артаньян и три мушкетёра»
В роли Констанции Юнгвальд-Хилькевич изначально видел Евгению Симонову. Но руководство Гостелерадио потребовало, чтобы вместо неё он взял Ирину Алфёрову. Скрепя сердце режиссёр согласился.
Партнёр Евгении Симоновой по Театру имени Маяковского Игорь Костолевский, который должен был играть в фильме Бэкингема, счёл это предательством. В знак солидарности он тогда тоже отказался от роли.
«Я потерял этих людей навсегда, они перестали со мной общаться», – сетовал потом сам Юнгвальд-Хилькевич.
Из-за всего этого у него возникла обида на Ирину Алфёрову, которая к тому же ещё и не нравилась ему как актриса.
«Эта Констанция мне всю картину испортила, она же типичная кухарочка из приличного дома, хорошенькая, но вовсе не приближённая фрейлина королевы Франции. Актриса Алфёрова, по-моему, никакая», – возмущался в одном из интервью режиссёр.
В результате отношения между ним и Ириной Алфёровой на съёмочной площадке были очень натянутыми.
«Сказать ей всё честно, чтобы она сама отказалась сниматься, не хватило мужества. Вот и вышло, что и у неё ко мне претензии, и у меня к ней», – вспоминал Юнгвальд-Хилькевич.
«Родня»
На съёмках фильма «Родня» прославленная актриса Нонна Мордюкова и Никита Михалков чуть было не разругались вдрызг.
Михалкову нужно было снять Мордюкову в финальном эпизоде на вокзале с наитрагичнейшим выражением лица. Для этого он принялся несколько дублей подряд гонять актрису по перрону, распорядившись нагрузить в её чемодан камней. Мордюкова всё это мужественно терпела.
Но выражение лица при этом у неё, видимо, оставалось недостаточно трагичным. И тогда Михалков решил разозлить актрису.
Правда, по другой версии, режиссёр разозлился на прославленную актрису за то, что перед самой съёмкой она, вместо того чтобы настраиваться, со своей подругой Риммой Марковой потягивала винцо в гримёрном вагончике.
Так или иначе, но Михалков принялся отпускать в адрес актрисы едкие замечания: «Да, трудно бабушкам играть такое!». Мордюкова вспыхнула, бросила чемодан и ринулась со съёмочной площадки.
Михалков пытался её остановить, но она ткнула его со всей силы в грудь, рванула рубашку и пяткой саданула по колену.
Объявив, что «с этим козлом» она больше не знакома, Мордюкова покинула съёмочную площадку и стала собираться в Москву. Но вечером в номер актрисы пришёл сам Михалков – с красным от слёз лицом и извинениями.
Вообще на этих съёмках Мордюкова с Михалковым ссорились очень часто. Но это не помешало им остаться друзьями. И когда у Нонны Викторовны начались проблемы со здоровьем, Никита Михалков был первым, кто бросился ей помогать.
…Но какие бы скандалы ни сотрясали съёмочные площадки знаменитых картин, это не помешало им завоевать популярность и любовь зрителей, которые они сохраняют до сих пор.
Ранее сайт Pravda-nn.ru рассказал, как нижегородский актёр снимался в популярном сериале «След».