Самый умный: почему дети-вундеркинды умирают молодыми
Газета "Новое дело" №30 от 04.08.2022
Подписка на газетуМосковский вуз «Синергия» отказался учить детей-вундеркиндов, 10-летнюю Алису и 8‑летнего Хеймдалля, из-за их возраста. Разозлённый отец Евгений Тепляков, создавший свою методику воспитания, пригрозил вузу судом за отказ принимать документы. В свою очередь ректор «Синергии» Артём Васильев направил в министерство науки и высшего образования предложение о введении возрастного ценза для поступающих в вузы.
Нужно ли торопить своего ребёнка с развитием? И почему у детей-вундеркиндов жизнь редко складывается счастливо?
Грустные истории
В Советском Союзе одним из самых популярных детей-вундеркиндов была поэтесса Ника Турбина, которая уже в восемь лет стала звездой. Евгений Евтушенко даже помог издать ей свой сборник стихов. Однако до конца не ясно – эти стихи были действительно придуманы ребёнком во сне или мама Ники очень постарались и сама их написала.
Долго популярность не продержалась – вскоре публика остыла к маленькой девочке с таинственными и мрачными стихами. Уже в подростковом возрасте Ника поступила во ВГИК, но вскоре бросила вуз и в 16 лет улетела к 74-летнему психиатру Джованни Мастропаоло в Швейцарию. Он познакомился с ней на конференции в Москве и позже позвал Нику к себе – заниматься арт-терапией с пациентами. Её маме он регулярно высылал деньги.
Впоследствии выяснилось, что профессор просто сделал Нику своей любовницей, а потом отправил её обратно в Россию. Девушка оказалась не приспособлена к обычной жизни – без былой популярности, образования, работы, хоть какой-то денежной поддержки и нормальных отношений Ника начала много пить. В возрасте 27 лет она случайно выпала из окна.
Другой знаменитой историей стала судьба Паши Коноплёва, которому прочили будущее великого математика. В семь лет мальчик строил логарифмы, которые решали ученики 10-го класса. В том же возрасте он освоил нотную грамоту, в девять начал заниматься астрономией с профессором, а ещё через год – закончил вычисления на основании многолетних наблюдений переменных звёзд в созвездии Змееносца и опубликовал труд в журнале Академии наук.
Уже в 15 он поступил в МГУ на факультет кибернетики, а в 19 занялся математическим прогнозированием в аспирантуре. Павел всю свою жизнь посвятил точным наукам, мало общался со сверстниками и был постоянно в исследованиях. В итоге после распада СССР он впал в депрессию и его отправили на лечение в психиатрическую клинику, где он и скончался в возрасте 29 лет.
Рука взрослого
Алиса Теплякова в девять лет стала самой юной выпускницей страны и поступила на психфак МГУ. Её младший брат Хеймдалль в семь лет написал сочинения за 11‑й класс. Их отец Евгений Тепляков воспитывает всех своих семерых детей по специальной методике, мечтая создать семью гениев.
Правда, Алиса учиться в МГУ не смогла. Тогда отец решил отдать 10-летнюю дочь и 8‑летнего сына в московский частный вуз, но и там принимать юных вундеркиндов отказались.
По сути развитие девочки не поспевает за амбициозными планами её отца. По словам других студентов, общается она с остальными, как школьница, а не как взрослый человек. А её отец даже приходил в университет разбираться с преподавателем, который поставил девочке двойку на экзамене.
Уже сейчас в жизни Алисы прослеживаются те же тенденции, что и в судьбе других вундеркиндов – ранние успехи и большое участие взрослого в жизни ребёнка. Как правило, в каждой истории о вундеркинде фигурируют активные родители, которые продвигают своего ребёнка везде, где только можно.
«Самое печальное, что чаще дети-звёзды – это продукт желания родителей, – рассказала психолог Лариса Суркова. – А родители просто прячут за этим свою нереализованность и обиды на мир, а также потребность быть оценёнными и признанными».
Многие родители, завидев хотя бы толику таланта у ребёнка, мечтают сделать из него второго Моцарта и начинают загружать свою дочь или сына дополнительными занятиями, лишь бы он стал выдающимся человеком и развивался быстрее других.
«Надо понимать, что вундеркинд – это ребёнок, который сам проявляет удивительные способности и будет их развивать и без поддержки окружения, – убеждена психолог Лариса Суркова. – Чаще это дети талантливые в одном направлении, например, в искусствах или точных науках. Конечно, при помощи взрослых они смогут достичь потрясающих результатов. А если рядом окажутся близкие, не имеющие собственных амбиций, а желающие развить талант ребёнка, то результат будет фантастический. Кстати, то же относится к гениальности. Можно быть Эйнштейном и плохо учиться в школе, потому что скучно».
Всё больше психологов сходится во мнении, что подготовка вундеркиндов с детства ни к чему хорошему не приводит. Напротив, излишнее давление в итоге мешает детям развивать свой талант. Обычные ребята не могут ничему научиться, если изучение нового – и есть сама цель их жизни.
«Важно качественно прожить детство, начиная с самих себя, – предупреждает детский психолог Светлана Митина. – Учёба – это интерес, это гибкость мышления, это физическая готовность, и вот это родители могут ребёнку дать, но до школы. А уже непосредственно заинтересовать предметом и сделать предмет интересным – задача учителя целиком и полностью. Добиваться от ребёнка ничего не нужно. Если он может что-то делать, он это будет делать сам. Если он чего-то не делает, то по каким-то причинам он этого делать не может».
Но как же тогда помочь ребёнку развить свои способности? И что родители должны делать со своими детьми, чтобы не загубить в них таланты?
«Задача родителей в детстве, начиная где-то с года и заканчивая пятью годами, не убить в ребёнке познавательную активность, – объяснила детский психолог Светлана Митина. – Дать ему возможность проживать опыт, в первую очередь, сенсорный, чтобы он был готов к учёбе физически. Всё, что родители могут сделать, – грамотно выбирать учителей для дошкольных занятий, наблюдать за окружением ребёнка и формировать здоровую привязанность внутри семьи».
Школьные годы
Есть ещё один аспект, о котором часто забывают многие родители, – нельзя вырастить ребёнка, лишая его развлечений или навязывая ему занятия, которые милы самим взрослым.
«Родители могут сделать ещё одну простую вещь – обеспечить ребёнку адекватный отдых, – объяснила Светлана Митина. – Не загоняться, не умирать, не набирать пятнадцать кружков, не гнаться за успехом, не понимая, чего на самом деле хочет ребёнок. Родители могут помочь и по-другому – максимально отстав от ребёнка, дав ему личное пространство, уважение».
Многие дети-вундеркинды учились по ускоренной программе, из-за чего у них было мало времени и возможностей общаться со своими ровесниками. Это помешало им набраться опыта и социализации, которая есть у других людей.
«Школа – это общение, люди и социум, – рассказала Лариса Суркова. – Это проживание первой дружбы, любви и разочарований различных. Это отстаивание своих границ, проба социальных ролей. То, что нужно при созревании личности и при прохождении возрастных кризисов. Ну, или её адекватная замена – тут речь не о семье с 33 детьми, это разные вещи».
Ну и, конечно, по мнению многих психологов, ни в коем случае не стоит ускорять развитие своего ребёнка и заставлять его перепрыгивать через положенные этапы. Все эти досрочные окончания школ и поступления в вуз до добра, скорее всего, не доведут.
«Как психолог я убеждена, что в университетах речь не должна идти о студентах младше 16 лет, – считает Лариса Суркова. – Если ребёнок готов раньше и всеми это признано, то обучение должно быть индивидуальным. Ведь кроме интеллекта, памяти и мышления, есть эмоциональный интеллект и гормональная зрелость».
И, как показывает статистика, когда вундеркинды вырастают, они всячески не желают своим детям собственной судьбы.
Ранее сайт pravda-nn.ru рассказывал, что нижегородский школьник завел telegram-канал «Бумагогория» о жизни придуманного города.