Семейный бюджет: как правильно распоряжаться деньгами, чтобы на все хватало
Газета "Нижегородская правда" №34 от 14.06.23
Подписка на газетуВ каждой семье свои финансовые приоритеты: кто-то мечтает о поездке к морю, кто-то хочет приобрести новый автомобиль, а кто-то готовится к ремонту. И всё же, несмотря на разные цели, все хотят, чтобы на задуманное хватило денег. И здесь многое зависит не только от доходов, но и от умения правильно тратить и копить. Мы расскажем о золотых правилах ведения расходов и экономии денег.
Правило 50/30/20
Руководствуясь этим правилом, мы распределяем весь бюджет на три части. В первую входят продукты питания, оплата коммунальных услуг, интернета, мобильной связи, бытовые расходы, одежда и обувь первой необходимости, транспортные расходы. На это мы закладываем 50% от дохода семьи.
Ко второй категории, на которую мы закладываем 30% от доходов, относятся всякие радости. Это билеты в кино и театр, траты в кафе и ресторанах, средства на увлечения и хобби, а также всякие вкусные продукты.
Последние 20% откладываем на будущие покупки и формируем подушку безопасности.
Наш расчёт
Если на семью их двух человек доход составляет 80 тысяч рублей, то 40 тысяч мы оставляем на коммуналку, связь, питание и транспорт. Ещё 24 тысячи рублей – на билеты в театр, встречи в кафе с друзьями и вкусняшки.
Оставшиеся 16 тысяч рублей откладываем в коробочку на будущее.
Однако следует учитывать, что такая схема неплохо работает у тех, у кого средний доход. При низком заработке на основные нужды, конечно, уйдёт больше 50%. Также система даст сбой, если у человека нестабильный доход.
Правило 50/15/5
При таком варианте добрая половина (50%) расходуется на основные нужды – оплату коммуналки, кредитов, питание, транспортные расходы. Ещё 15% можно использовать для пенсионного взноса, а 5% поместить в резервный фонд. Оставшиеся 30% вполне реально потратить на отдых, развлечения или инвестиции.
Наш расчёт
При доходе 80 тысяч на двоих опять тратим 40 тысяч на все необходимые нужды. 12 тысяч рублей – добровольный платёж на пенсионное обеспечение, 24 тысячи тратим на отдых, а вот 4000 откладываем в резервный фонд.
Интересно, что, по статистике, после 50 лет почти каждый россиянин склоняется к сберегательной модели и формирует свой резервный фонд.
Правило – 30% на жильё
Это правило возникло ещё в 60‑е годы, подразумевалось, что 30% от всех доходов должно уходить на квартплату, аренду или кредит на приобретение жилья. Остальное распределяется по потребностям. Сегодня люди, которые берут ипотечные кредиты, тратят на жильё, как правило, больше, чем 30%. Банк рассчитывает, что ежемесячный платёж должен составлять не более 40 – 60% от дохода. Сможет ли человек жить на оставшуюся сумму, следует оценить самому заёмщику.
Наш расчёт
Оставляем прежний доход – 80 тысяч рублей на двоих. Если 24 тысячи рублей оставим на коммуналку и аренду жилья или плату по кредиту, а 56 тысяч рублей – на остальные нужды, то ситуация кажется вполне комфортной.
Правило четырёх конвертов
Это простой и достаточно известный способ планирования семейного бюджета.
Он заключается в том, что сначала надо отложить 10% от всех доходов. Эта сумма пойдёт в резервный фонд или инвестирование. Дальше нужно посчитать все траты первой необходимости: коммуналка, кредитные платежи, сотовая связь, оплата секций и кружков.
Теперь все оставшиеся деньги делим на четыре конверта, можно завести ещё пятый. Каждый конверт – траты на неделю. Пятый на оставшиеся 2 – 3 дня, ведь в месяце 31 день.
Главное правило – не брать деньги из следующего конверта.
Система хороша тем, что заставляет экономить, а на тратить всё сразу. Но есть один существенный минус – непредвиденные расходы. Ну, например, сломалась машина, пригласили на свадьбу, порвалась обувь. Что делать? Заводить ещё один конверт – на случай непредвиденных расходов.
Наш расчёт
Всё та же семья из двух человек получила 80 тысяч рублей. 8000 отложили в резервный фонд. Дальше оплатили коммуналку и сделали платежи по кредитам – 16 тысяч рублей. Осталось 56 тысяч рублей. Завели пять конвертов: в четыре положили по 10 тысяч рублей, в пятый – 6000 рублей. Всё, что удастся сэкономить, в конце месяца можно положить в конверт для непредвиденный расходов.
Правило шести кувшинов
Не надо быть экономистом, чтобы разделить траты по шести кувшинам. В первый, самый большой, кладём 55% доходов. Это на жизнь. В остальные четыре делим по 10% – на развлечения, накопления, крупные покупки, подарки, в последний кувшин 5% – на образование и саморазвитие. Всё получится, если придерживаться принципа: не брать деньги из кувшина, предназначенного для других трат.
Наш расчёт
От уже известного дохода в 80 тысяч рублей откладываем 44 тысячи. Это на жизнь. Остальное делим. Получится, что на развлечения, накопления, крупные покупки и подарки – по 8000 рублей, ещё 4000 рублей – на образование.
Как сформировать свой резервный фонд
Почти каждый хотел бы иметь свои накопления. Это помогает чувствовать себя уверенным в завтрашнем дне. Вот пять главных правил:
- откладывайте деньги в резервный фонд в день зарплаты, а не в конце месяца;
- никогда не тратьте накопленные деньги. Это неприкосновенный запас;
- не впадайте в крайности. Не стоит накопление делать самоцелью, всё же в жизни много интересного. Придерживайтесь золотой середины;
- отправляйте в резерв деньги, которые пришли внезапно, незапланированно;
- положите деньги в банк под проценты. При этом выберите вклад, который нельзя снимать без потери процентов.
Ведение семейного бюджета
«плюсы»
- контроль над расходами,
- осознанный выбор,
- отсутствие долгов,
- планирование покупок,
- накопления на длительные путешествия,
- формирование подушки безопасности,
- дисциплина.
«минусы»
- затраты времени на подсчёты,
- зацикленность на экономии,
- планка доходов
(иногда даже жёсткая экономия не помогает, если не увеличить доходы).