H
H e
S L n s
с

Соединили берега: как открывали Канавинский мост в городе Горьком

Соединили берега: как открывали Канавинский мост в городе Горьком

Фото: Александр Воложанин

Мост через Оку стал одной из главных достопримечательностей города

Фотобанк
Следите за нашими новостями в удобном формате Перейти в Дзен

Ровно 90 лет назад, в апреле 1933 года, в Горьком произошло огромное событие – открыли Окский мост. Долгожданная постоянная переправа соединила город с Канавинским и Сормовским районами, ставшими частью Нижнего Новгорода в 1928 году. Это была грандиозная стройка. Подсчитали, что для доставки стройматериалов потребовалось в общей сложности 184 грузовых поезда. Мост стал первой арочной переправой в СССР. При его возведении вообще многое было впервые.

Переправе быть

До сих пор берега Оки связывал плашкоутный мост. Его построили в 1817 году, когда в Нижний Новгород перенесли из Макарьева ярмарку. Части моста держались на специальных грузовых судах – плашкоутах. В октябре его разбирали и снова возводили после половодья. Без моста приходилось переправляться с берега на берег на лодках и других судах, зимой – по льду.

Были неудобства и для речников. Для прохода судов мост требовалось развести. Чтобы не прерывать движение по переправе, делали это по ночам. Судовым командам нередко приходилось ждать.

А бывало и такое. «Налетала буря и срывала плашкоуты с якорей, – описывала «Горьковская коммуна». – Мост с треском расторгался на части, а буйный ветер бросал плашкоуты как щепки и гнал их то к Мызе, то на Моховые горы. Железные фермы эстакад рушились и тонули на дне Оки. Тогда месяц-полтора шло восстановление. Тогда на крохотных финляндчиках устраивалась внеплановая давка».

Город, между тем, рос, развивался. Стало понятно, что без постоянного моста не обойтись. В декабре 1925 года на губернской партийной конференции решили: надо строить.

В правительстве идею поддержали. 20 мая 1929 года вышло постановление: признать необходимым приступить к постройке постоянного городского моста. А в апреле 1930‑го «Нижегородская коммуна» сообщила: проект утверждён в Совнаркоме СССР. Его авторами стали архитекторы Алексей Щусев, Исидор Француз, Пётр Помазанов и инженер Александр Крылов. О будущем мосте газета писала, что «по красоте и стильности» он не будет уступать «лучшим мостам такого типа в Западной Европе и в Америке».

Ну-ка, все вместе

Торжественная закладка моста состоялась 5 июня 1930 года. «Нижегородская коммуна» описывала:

«К 17 часам ярмарочная набережная Оки была переполнена», «пароходики и лодки не успевали перевозить всех желающих попасть на Гребнёвские Пески, к месту закладки первого кессона». Тогда планировалось построить переправу менее чем за год. «5 июня 1930 – 1 мая 1931 года. Уложиться в этот срок во что бы то ни стало», – призывала газета.

«Нижегородская коммуна» взяла шефство над возведением моста. Материалы о строительстве пошли из номера в номер. И уже очень скоро стало понятно, что к 1 мая будущего года не успеть. Газета с возмущением писала о простоях и проволочках. Так, например, для строительства на берегу Оки требовалось расселить и снести 34 дома. Однако время шло, картина не менялась. «Что же будет? – негодовала газета. – Лучшие месяцы – май, июнь прошли, начнутся полевые работы. Неизбежны заминки в рабочей силе. Потом пойдут осенние дожди и заморозки».

Ситуацию осложняло то, что по всей стране, взявшей курс на индустриализацию, шли большие стройки. «Стальтрест» сообщал, что не может дать в срок конструкции для моста – слишком много заказов.

Но вот в июне 1932‑го свершилось: сборка металлоконструкций будущей окской переправы началась.

Газета писала о трудностях, которые пришлось преодолевать при возведении моста: разный уровень берегов Оки, неблагоприятное геологическое строение дна реки. Пришлось искать новые решения, осваивать новые технологии строительства.

Как рассказывала газета, работы не прекращались даже в сильнейшие 30‑градусные морозы. При этом, можно сказать, весь город помогал: устраивали многочисленные субботники.

«Красавец!»

Долгожданный торжественный момент настал 1 апреля 1933 года. В этот день «Горьковская коммуна» вышла с заголовком «Окский мост есть!». Газета сообщала: «Сегодня открывается частичное движение по постоянному мосту через Оку». Но при этом добавлялось: «Боевая задача строителей – закончить мост к 1 Мая». Надо было ещё пустить по переправе трамваи.

Но главное было сделано. Возведение моста назвали одной из крупнейших побед партии и пролетариата в деле индустриализации края и осуществлении пятилетки в четыре года. Газета писала, что вместе с автозаводом и другими промышленными гигантами постоянная переправа завершает превращение города в один из передовых пролетарских центров Советского Союза, а опыт строительства моста – ценнейший вклад в дело мостостроения.

29 апреля 1933 года председатель краевого исполкома Николай Пахомов выступил перед строителями-ударниками. Сказал, что по архитектуре мост не имеет ничего равного на Волге, не говоря уже об Оке – по всей реке таких крупных сооружений нет.

Тогда же, 29 апреля 1933 года, вышло постановление крайисполкома и городского совета о присвоении мосту имени Николая Пахомова. Отмечалась проведённая им большая работа в деле организации строительства моста. В 1934‑м он стал наркомом водного транспорта. Но в 1938‑м Пахомова арестовали и приговорили к высшей мере. Его имя перестали упоминать.

1 мая 1933 года после митингов на мосту торжественно перерезали ленточку, и первый трамвай отправился по новой линии Дом Союзов – вокзал – Автозавод. К слову, трамваи по переправе ходили до 2009 года.

Мост назвали красавцем. «Его высокие судоходные пролёты позволяют свободно проходить даже в самую высокую паводковую воду самым крупным судам, – читаем в справочнике «Город Горький» за 1939 год. – Конструкция моста очень легка, и ажурный силуэт его эффектно выглядит с реки, особенно на фоне вечернего неба».

В дальнейшем было построено ещё пять мостов через Оку. Но Канавинский по-прежнему остаётся одной из самых узнаваемых достопримечательностей Нижнего Новгорода.

После того как имя Пахомова из названия исчезло, мост стал просто Окским, а затем – Канавинским.
Подписывайтесь на наши каналы в Telegram:
Самое популярное
Новости партнеров

Следующая запись

Больше нет записей для загрузки

Нет записей для подгрузки

Нацпроекты - людям

Нижегородцы подали 14 тысяч заявок на запись детей в первый класс на госуслугах :: Детская и спортивная площадки появятся в сквере имени Николая Жаркова :: Ход благоустройства проверили в Сормовском районе :: Нижегородцы превращают хобби в бизнес благодаря нацпроекту :: Гости юбилейного фестиваля «Золотая хохлома» смогут добраться до площадки мероприятия на электричках :: Четверо врачей трудоустроились в Кулебакскую ЦРБ по программе «Земский доктор» :: Нижегородские мастера могут подать заявку на участие в ярмарке «Арт.Молодость» на фестивале «Таврида.АРТ» в Крыму :: Глеб Никитин и Игорь Левитин провели заседание комиссии Госсовета по экологии :: В Вознесенском округе Нижегородской области начался ремонт дорог :: Десять новых автобусов поступило в Балахну :: Фольклорная экспедиция проходит в Нижегородской области :: Новый ФАП открылся в посёлке Тёша Навашинского округа :: Эксперты проекта по развитию макротерритории «Большая Волга» ознакомились с туристическим потенциалом Нижегородской области :: Нижегородские ИТ-компании и ИП смогут вернуть НДФЛ за привлеченных специалистов :: Новый цифровой флюорографический комплекс поступил в поликлинику ГКБ №28 :: Бывшая свалка на Московском шоссе исключена из реестра объектов накопленного экологического ущерба :: Сезон ремонта и строительства дорог начался в Нижегородской области :: Нижегородские общественники помогают беременным женщинам в кризисной ситуации :: В апреле «Поезда здоровья» посетят 18 муниципалитетов Нижегородской области :: Названы самые популярные у пациентов «Поездов здоровья» врачи :: Более 300 предприятий представят свои вакансии на ярмарке трудоустройства :: 13 нижегородских школьников и студентов представят регион в финале ежегодной Интеллектуальной олимпиады ПФО :: Третья очередь ИТ-кампуса «НЕЙМАРК» получила разрешение на строительство :: Неделя детской и юношеской книги стартовала в Нижегородской области:: Месячник по благоустройству дорог стартовал в Нижегородской области :: В Нижегородской области обновился портал региональных государственных услуг :: Пять нижегородских компаний принимают участие в бизнес-миссии в Беларуси :: Рейтинговое голосование по проекту «Формирование комфортной городской среды» продлится до 30 апреля :: ИТ-кампус «НЕЙМАРК», Сбербанк и ННГУ им. Н.И. Лобачевского будут развивать проекты в сфере искусственного интеллекта :: Участница викторины «КУПНО ЗА ЕДИНО!» из Ардатовского округа получила автомобиль :: Реконструкция моста через Пижму началась в Тоншаевском районе :: Более 2,4 млн рублей направлено на оснащение ДШИ в Первомайске по нацпроекту :: Нижегородская область вошла в топ‑5 регионов по количеству участников молодежного направления проекта «Мастера гостеприимства» :: Почти 10 тысяч нижегородцев получили медицинскую помощь в «Поездах здоровья» с начала года :: Глэмпинги откроются в 10 муниципалитетах Нижегородской области в этом году :: Более 100 человек из аварийного жилья в Шахунье получили ключи от новых квартир :: Более 1,5 тысячи «серебряных» волонтеров активно действуют в регионе :: 11 врачей трудоустроились в Балахнинскую ЦРБ по программе «Земский доктор» :: Специалисты МГУ изучат состав отходов в «Черной дыре» в Дзержинске :: Социальные участковые расскажут нижегородцам о благоустройстве пространств :: Глеб Никитин провел заседание оргкомитета по подготовке к 225-летию со дня рождения Александра Пушкина :: В Дзержинском театре кукол будет выполнен капремонт по нацпроекту в 2024 году :: Нижегородцы могут принять участие в новом сезоне проекта «Флагманы образования» :: Молекулярно-генетическую лабораторию создали на базе Нижегородского областного клинического онкологического диспансера :: Контракты на ремонт почти 400 км автодорог по нацпроекту уже заключены в Нижегородской области ::