Соединили берега: как открывали Канавинский мост в городе Горьком
Газета "Нижегородская правда" №22 от 19.04.23
Подписка на газетуРовно 90 лет назад, в апреле 1933 года, в Горьком произошло огромное событие – открыли Окский мост. Долгожданная постоянная переправа соединила город с Канавинским и Сормовским районами, ставшими частью Нижнего Новгорода в 1928 году. Это была грандиозная стройка. Подсчитали, что для доставки стройматериалов потребовалось в общей сложности 184 грузовых поезда. Мост стал первой арочной переправой в СССР. При его возведении вообще многое было впервые.
Переправе быть
До сих пор берега Оки связывал плашкоутный мост. Его построили в 1817 году, когда в Нижний Новгород перенесли из Макарьева ярмарку. Части моста держались на специальных грузовых судах – плашкоутах. В октябре его разбирали и снова возводили после половодья. Без моста приходилось переправляться с берега на берег на лодках и других судах, зимой – по льду.
Были неудобства и для речников. Для прохода судов мост требовалось развести. Чтобы не прерывать движение по переправе, делали это по ночам. Судовым командам нередко приходилось ждать.
А бывало и такое. «Налетала буря и срывала плашкоуты с якорей, – описывала «Горьковская коммуна». – Мост с треском расторгался на части, а буйный ветер бросал плашкоуты как щепки и гнал их то к Мызе, то на Моховые горы. Железные фермы эстакад рушились и тонули на дне Оки. Тогда месяц-полтора шло восстановление. Тогда на крохотных финляндчиках устраивалась внеплановая давка».
Город, между тем, рос, развивался. Стало понятно, что без постоянного моста не обойтись. В декабре 1925 года на губернской партийной конференции решили: надо строить.
В правительстве идею поддержали. 20 мая 1929 года вышло постановление: признать необходимым приступить к постройке постоянного городского моста. А в апреле 1930‑го «Нижегородская коммуна» сообщила: проект утверждён в Совнаркоме СССР. Его авторами стали архитекторы Алексей Щусев, Исидор Француз, Пётр Помазанов и инженер Александр Крылов. О будущем мосте газета писала, что «по красоте и стильности» он не будет уступать «лучшим мостам такого типа в Западной Европе и в Америке».
Ну-ка, все вместе
Торжественная закладка моста состоялась 5 июня 1930 года. «Нижегородская коммуна» описывала:
«К 17 часам ярмарочная набережная Оки была переполнена», «пароходики и лодки не успевали перевозить всех желающих попасть на Гребнёвские Пески, к месту закладки первого кессона». Тогда планировалось построить переправу менее чем за год. «5 июня 1930 – 1 мая 1931 года. Уложиться в этот срок во что бы то ни стало», – призывала газета.
«Нижегородская коммуна» взяла шефство над возведением моста. Материалы о строительстве пошли из номера в номер. И уже очень скоро стало понятно, что к 1 мая будущего года не успеть. Газета с возмущением писала о простоях и проволочках. Так, например, для строительства на берегу Оки требовалось расселить и снести 34 дома. Однако время шло, картина не менялась. «Что же будет? – негодовала газета. – Лучшие месяцы – май, июнь прошли, начнутся полевые работы. Неизбежны заминки в рабочей силе. Потом пойдут осенние дожди и заморозки».
Ситуацию осложняло то, что по всей стране, взявшей курс на индустриализацию, шли большие стройки. «Стальтрест» сообщал, что не может дать в срок конструкции для моста – слишком много заказов.
Но вот в июне 1932‑го свершилось: сборка металлоконструкций будущей окской переправы началась.
Газета писала о трудностях, которые пришлось преодолевать при возведении моста: разный уровень берегов Оки, неблагоприятное геологическое строение дна реки. Пришлось искать новые решения, осваивать новые технологии строительства.
Как рассказывала газета, работы не прекращались даже в сильнейшие 30‑градусные морозы. При этом, можно сказать, весь город помогал: устраивали многочисленные субботники.
«Красавец!»
Долгожданный торжественный момент настал 1 апреля 1933 года. В этот день «Горьковская коммуна» вышла с заголовком «Окский мост есть!». Газета сообщала: «Сегодня открывается частичное движение по постоянному мосту через Оку». Но при этом добавлялось: «Боевая задача строителей – закончить мост к 1 Мая». Надо было ещё пустить по переправе трамваи.
Но главное было сделано. Возведение моста назвали одной из крупнейших побед партии и пролетариата в деле индустриализации края и осуществлении пятилетки в четыре года. Газета писала, что вместе с автозаводом и другими промышленными гигантами постоянная переправа завершает превращение города в один из передовых пролетарских центров Советского Союза, а опыт строительства моста – ценнейший вклад в дело мостостроения.
29 апреля 1933 года председатель краевого исполкома Николай Пахомов выступил перед строителями-ударниками. Сказал, что по архитектуре мост не имеет ничего равного на Волге, не говоря уже об Оке – по всей реке таких крупных сооружений нет.
Тогда же, 29 апреля 1933 года, вышло постановление крайисполкома и городского совета о присвоении мосту имени Николая Пахомова. Отмечалась проведённая им большая работа в деле организации строительства моста. В 1934‑м он стал наркомом водного транспорта. Но в 1938‑м Пахомова арестовали и приговорили к высшей мере. Его имя перестали упоминать.
1 мая 1933 года после митингов на мосту торжественно перерезали ленточку, и первый трамвай отправился по новой линии Дом Союзов – вокзал – Автозавод. К слову, трамваи по переправе ходили до 2009 года.
Мост назвали красавцем. «Его высокие судоходные пролёты позволяют свободно проходить даже в самую высокую паводковую воду самым крупным судам, – читаем в справочнике «Город Горький» за 1939 год. – Конструкция моста очень легка, и ажурный силуэт его эффектно выглядит с реки, особенно на фоне вечернего неба».
В дальнейшем было построено ещё пять мостов через Оку. Но Канавинский по-прежнему остаётся одной из самых узнаваемых достопримечательностей Нижнего Новгорода.