Социолог Прудник объяснил, как смена поколений влияет на восприятие Дня Победы
Газета "Новое дело" №19 от 16.05.24
Подписка на газетуНа прошедший День Победы, как и предыдущие, в школах прошли различные концерты, ученики готовили доклады о своих родственниках-ветеранах и учили патриотические стихи. Правда, некоторые педагоги и родители сетуют, что подростки не до конца прочувствованно относятся к празднику и воспринимают его больше как историческую дату, нежели личный праздник. Почему подростки не относятся ко Дню Победы с тем же трепетом, с каким относились их родители? Можно ли эту ситуацию изменить или с каждым годом она, наоборот, будет лишь усугубляться?
Школьные будни
Учителя и родители наперебой рассуждают в социальных сетях о том, что современные дети разучились чтить память погибших в Великой Отечественной войне.
Мария Иванова, учительница литературы, рассказала, что провела опрос среди своих учеников, чтобы выяснить, что они знают о Великой Отечественной войне. Каково же было её удивление, когда оказалось, что ребята плохо ориентируются в датах войны, не знают ни о каких громких битвах, а 9 Мая вместо парада планируют погулять с друзьями или сходить в кино.
«Не чувствуют они того, что испытывала я, глядя в пустые бабушкины глаза, когда она рассказывала мне о своих двух братьях, сгинувших на войне, – призналась Мария. – У этих славных детей не может быть такого же восприятия. Это ход времени».
У большинства современных детей уже нет бабушек и дедушек, которые застали бы войну.
«Я знаю о том, как мой прадедушка воевал, только из рассказов мамы, – призналась Катя, ученица 8‑го класса. – И я понимаю, какое это страшное время. Но на школьные концерты мне ходить не нравится, там совсем не про память. Некоторые мои одноклассники военные песни поют только ради пятёрки по истории за выступление, а вовсе не из-за уважения к памяти воевавших».
Многие школьники признаются, что родители пытаются привить им надлежащее отношение к 9 Мая. Но получается не всегда успешно.
«Меня родители заставляют советские фильмы о войне смотреть, – поделился Саша, ученик 5‑го класса, – говорят, что надо помнить и уважать память воевавших. А я эти фильмы не могу смотреть, мне плохо становится. Может, вырасту и посмотрю, но вот так, из-под палки, невозможно вообще».
Урок истории
Однако, говорить о том, что все школьники поголовно ничего не знают о Великой Отечественной войне и знать не хотят было бы неправильно.
«Мне самой очень тяжело смотреть фильмы о войне, – поделилась Света, ученица 11-го класса, – читать книги о ней, слушать рассказы ветеранов. Но я считаю, что каждый в нашей стране должен знать об этом времени. Я помню, в детстве мы каждое утро смотрели парад, и у меня были мурашки от масштаба и красоты, а потом по телевизору шли фильмы про войну. Мы смотрели их всей семьёй. И мне хочется, чтобы о ветеранах помнили не только в этот день, а на протяжении всего года».
Накануне праздника в Нижнем Новгороде прошла викторина для школьников, посвящённая Великой Отечественной войне. И, по словам организаторов, ребята принимали в ней участие по доброй воле.
«Это уже наш четвёртый квиз, – поделилась одна из организаторов, Газюль Жаббарова. – С каждым годом количество команд-участниц растёт, и мы видим всё более высокий уровень подготовки ребят. Формат квиза интересна тем, что игроки не просто слышат ответ, но и получают новые знания: в ответе мы стараемся давать пояснение, а благодаря игровой форме информация лучше запоминается».
Ребята с азартом готовятся, учат историю Великой Отечественной войны и с удовольствием борются за первое место.
«Узнал много нового, а некоторые факты меня просто поразили! – с удивлением признался Илья, один из участников. – В квизе было многое из того, чего не услышишь на обычном уроке истории. Особенно удивил вопрос про «суп с клёцками» – оказывается, так называли Балтийское море из-за огромного количества мин в нём».
Однако в таких квизах, как в любой исторической викторине, больше упора на изучение любопытных фактов, чем на личные переживания. Здесь нет привычного трепета, слёз и эмоций, которые сопровождают празднование 9 Мая у взрослых.
Смена поколений
По словам социологов, такое отношение школьников к 9 Мая является абсолютно естественным результатом смены поколений.
«Это связано с тем, что события, о которых идёт речь, относятся к середине прошлого века, – объясняет нижегородский социолог Александр Прудник. – С тех пор прошло много времени, и современные дети живут просто в другом мире. Для них это сродни истории про войну 1812 года или Первую мировую. Поэтому возникает эмоциональный разрыв между старшим поколением и молодёжью, современными школьниками. У старшего поколения другое восприятие этих событий, это их война, а для современной молодёжи это война их предков».
То, что ребята не относятся к Дню Победы с тем же почтением, что и их родители, совсем не свидетельствует о безнравственности молодёжи.
«Совершенно естественно, что у современных школьников будут свои герои, связанные с событиями, которые сейчас происходят вокруг них, в которых участвуют их, например, родители, – объяснил социолог. – Это естественный процесс, и по этому поводу не следует ни обижаться на молодёжь, ни пытаться делать из этого проблему».
Как ни крути, а с окончания войны сменились уже три поколения и началось четвёртое.
«Два поколения – это уже история, а больше – уже история старая, – поделился Александр Прудник. – Это всё равно что спросить у школьника, жившего в 1935 году, как он воспринимает Крымскую войну 1855 года. Он ответит, что такая война была и оставила свой след в культуре. Но для него это лишь история».
Вопреки переживаниям учителей, бить тревогу и из последних сил пытаться привить детям чувство трепета к 9 Мая бессмысленно.
«Мы ничего особенного не делаем ни в память о Первой мировой войне, ни о Балканской войне, Великой русской войне 1876 года, когда мы освободили Балканы от турецкой войны, ни о Крымской войне, ни о наполеоновской, – объяснил социолог. – Ничего особого делать не надо и сейчас, надо просто об этом рассказывать. Чтобы это просто воспроизводилось в памяти современной молодёжи, они передадут дальше. Это просто надо воспроизводить, а никаких особых усилий и нагнетаний делать не надо, поскольку эффекта не будет никакого».
Школьники смогут сохранить память о Великой Отечественной войне только тогда, когда она станет частью культуры.
«Эти события должны быть в кинематографе, причём в хорошем кинематографе, уже не пропагандистском, а именно в художественном кинематографе, – уверен Александр Прудник. – Остаться в литературе – причём в тех книгах, которые будут читать».
По мнению эксперта, эти события должны стать частью культуры, переосмысленной уже следующими поколениями. Как в свое время Пушкин осмыслил историю вещего Олега в поэме, а Толстой – войну 1812 года в романе «Война и мир».
«То же самое должно произойти с памятью о Второй мировой и Великой Отечественной войне, – убеждён социолог. – Это просто должно стать частью естественной культуры, которая усваивается с молодых лет и под тем углом зрения, который соответствует интересам нашего народа».
Конечно, родителям всё равно нужно рассказывать о прабабушках и прадедушках, участвовавших в войне, и сохранять память о них.
«Нужно периодически посещать памятные места, – объяснил социолог. – например, памятник павшим в Курской битве. На нём есть фамилия моего деда, погибшего там. Естественно, что туда придут следующие поколения, увидят фамилии своих родственников и будут знать, что здесь есть память о человеке из их семьи. Это сразу делает события близкими. Очень хорошо посещать соответствующие музеи, чтобы исторические события были включены в жизнь, а не представлены абстрактно. Учителям же остаётся только хорошо преподавать историю».
Благодаря таким вещам исторические события становятся чем-то личным, а личное всегда запоминается лучше.
Ранее сайт Pravda-nn.ru сообщал, что военно-патриотический фестиваль Юнармии прошел в Дзержинске.