Стала известна судьба нижегородца Карнаухова, участника восстания в Бухенвальде
Газета "Нижегородская правда" №31 от 29.05.24
Подписка на газетуЧасто бывает, что о подвиге земляков мы узнаем через десятки лет. Именно такую историю рассказала наша подписчица из села Кошелиха городского округа Первомайск Ольга Козина. Брат Ольги, Сергей, краевед, в журнале «Исторический архив» за 1957 год, посвящённом Бухенвальду, нашёл, что один из героев восстания – новосибирец Александр Карнаухов – родился в селе Кошелиха Горьковской области. Так же звали их родственника. И брат с сестрой взялись за поиски. В архиве нашли запись о его рождении, а в воспоминаниях узников концлагеря – упоминания о Карнаухове.
Новосибирец из Горьковской области
На лагерной карточке, размещённой на сайте «Память народа», есть домашний адрес Карнаухова в Новосибирске. Ольга связалась со старейшим изданием Сибири – газетой «Вечерний Новосибирск», сотрудники которой обратились в архив и узнали удивительную историю жизни нашего земляка.
Александр Карнаухов родился 28 августа 1906 года в селе Кошелиха, в семье крестьян. Потом семья переехала в Новосибирск, где Александр работал инженером-технологом пушного производства. На второй день войны он был призван в армию. Служил младшим воентехником миномётной батареи 776‑го стрелкового полка 214‑й стрелковой дивизии. 10 октября 1941 года в сражении под Вязьмой был ранен и попал в плен. Не раз Александр пытался бежать, вёл антифашистскую пропаганду, за что и был заключён в концентрационный лагерь Бухенвальд. Химика по образованию, его определили в лабораторию лагерного лазарета. Старостой там был коммунист, депутат рейхстага от КПГ Эрнст Буссе. Карнаухов стал активным членом медицинского подполья. Вместе с другими сотрудниками больницы они оказывали заключённым всю возможную помощь.
«Карнаухов добивался освобождения от работы десятков товарищей, спасая их от верной гибели на каторжных работах», – читаем в книге Николая Симакова «Бухенвальд – это тоже фронт».
Подполье в действии
За девять месяцев 1944 года более 800 русских узников получили временное освобождение от работы благодаря стараниям подпольной организации. Подпольщики, работавшие в канцелярии, узнавали о тех, кого планировали казнить. И иногда успевали их спасти, подобрав похожий труп и перешив номера на одежде. С помощью Буссе и его команды подменили личные номера 26 советских заключённых, в том числе и руководителя советского подпольного центра в Бухенвальде Николая Симакова. Подпольщики готовили восстание, для которого Карнаухов создал усовершенствованный коктейль Молотова.
«Кроме самодельных гранат изготовили более 200 бутылок с горючей жидкостью. Это дело было возложено на Сахарова, Карнаухова и Лысенко. С помощью заключённых, работавших в лагерной больнице, они достали большое количество пробирок, которые вставлялись одна в другую. Пробирки заполнялись воспламеняющимся составом, заключались в бутылку с горючим, которая крепко закупоривалась. Испытание действия пробирок происходило в уборной барака № 44. Когда наступил час восстания, всё оружие пошло в ход. И как горды были повстанцы, держа в руках все эти выкраденные по отдельным деталям у фашистов пистолеты и винтовки, эти своими силами сделанные гранаты!» – рассказывал Василий Краснопёров в книге «Подпольщики Бухенвальда».
Навстречу свободе
С 1942 по 1945 годы узникам удалось раздобыть более 90 винтовок и карабинов, пулемёт, более 100 пистолетов и ручных гранат. Была у них и небольшая рация, спрятанная в ведре под слоем солидола. На картине «SOS!» художника Михаила Савицкого как раз запечатлён момент, как летит в эфир сигнал бедствия. Заключённые смогли выйти на связь с армией американского генерала Паттона. Узнав о её приближении, начали восстание. 11 апреля 1945 года подпольщики штурмовали сторожевые вышки, захватили комендатуру и заняли круговую оборону. Взрывающиеся колбы Карнаухова сыграли в сражении важную роль. Вскоре в концлагерь вошли передовые подразделения армии США.
В 1946 году Карнаухов вернулся в Новосибирск, работал в родной артели, но по доносу был арестован как предатель подполья. Многие активисты Бухенвальдского сопротивления тогда оказались в лагерях. Эрнст Буссе погиб в особом лагере № 6 «Речной» в Воркуте 11 ноября 1952 года. А Александр Карнаухов скончался в Магадане 23 марта 1950 года на руках у разжалованного генерала, севшего за то, что защищал честь Георгия Жукова в годы его первой опалы. Генерал и сообщил бухенвальдцам весть о смерти Карнаухова и Буссе. С тех пор на встречах бывших узников первый тост произносили в память обо всех погибших в Бухенвальде, а второй – в память об Эрнсте Буссе и нашем земляке Александре Карнаухове.