Стоит ли связывать жизнь с сыном алкоголика: советы психолога
Газета "Новое дело" №30 от 03.08.23
Подписка на газетуПосле трагической истории, произошедшей с сыном Михаила Ефремова, многие до сих пор удивляются его жене. Дескать, зачем было выходить замуж за человека, у которого папа – потомственный алокголик?
«Ясно же, что он повторит его путь», – уверена моя соседка.
Действительно, считается, что с сыновьями пьющих родителей во взрослом возрасте сложно строить отношения. Многие повторяют родительский сценарий и становятся жертвами этой же зависимости. Но даже если они сами и не превращаются в запойных пьяниц, то жизнь с ними всё равно может оказаться нелёгкой.
Какие же проблемы таят отношения с детьми алкоголиков? И как с этими сложностями можно справляться? Об этом газета «Новое дело» беседует с известным российским психотерапевтом и сексологом Евгением Кульгавчуком.
Порок по наследству
– Евгений Александрович, правда ли, что сыновья алкоголиков в большей степени склонны впадать в ту же зависимость, что и их непутёвые отцы? Поэтому шансов стать женой алкоголика с таким мужчиной значительно больше?
– Мы все социальные существа, поэтому ребёнок – это чистый лист бумаги. После этапа идентификации по полу идёт этап полоролевого поведения, и в этом этапе ребёнок подражает представителю своего пола. Таким образом происходит бессознательное научение. Именно поэтому часто говорят, что «от осинки не рождаются апельсинки» и что «яблочко от яблони падает недалеко». Поэтому алкоголизм в какой-то степени можно считать социальной болезнью, передающейся по наследству. И, конечно, шансы со временем увидеть дома мужа, повторяющего судьбу отца-алкоголика, реально выше.
В поисках любви
– Считается, что из сыновей алкоголиков чаще всего вырастают психопатичные личности. Действительно ли это так и как это проявляется в отношениях?
– Конечно, алкоголизм родителей – это мощный патогенный фактор в развитии человека. Это сплошные буквы «С».
Сначала это СТРАХ, поскольку алкоголизм часто коррелирует с психологической дисгармонией в семье. Это не только страх, например, побоев, но и страх быть брошенным, ненужным человеком.
Это ССОРЫ родителей. И ребёнок впитывает со страхом модель взаимодействия в виде криков, слёз, рукоприкладства.
Это СТЫД. Стыд за родителей, когда ребёнок видит брезгливость на лицах людей.
Это СМУЩЕНИЕ, когда кто-то приходит в гости. Смущение и страх могут быть и из-за того, что кто-то узнает, что родитель – алкоголик, поэтому и ребёнок, пусть даже уже взрослый, может быть воспринят окружающими как «дефектный» и станет отвергнутым.
Это СОЖАЛЕНИЕ, что у других родители как родители, а в сравнении с такими – свои не такие хорошие. Это сожаление, что у своих детей нет адекватных дедушек и бабушек. Или они умерли от последствий алкоголизма. И тогда может добавиться ещё чувство вины, что не удалось их спасти.
СПАСЕНИЕ пьющих родителей. Здесь не только вина за болезни или смерти, до этого тоже немало проблем. Ещё в детстве роли смешиваются. Ребёнок становится родителем. Убирается в квартире после погрома, извиняется за родителя перед другими людьми, спасает его. В дальнейшем именно по этому механизму этот человек будет искать проблемные отношения, чтобы быть нужным. Так родители портят судьбу своих детей и отнимают у них чувство защищённости и беззаботного, счастливого детства. Спасатели в дальнейшем могут стать вроде и успешными карьеристами, только вот рядом часто присутствует страх потери контроля, выгорание, болезненный перфекционизм. Эти корни – из детства.
Это СНИЖЕННАЯ САМООЦЕНКА, поскольку «корни» и фундамент личности «подмыты» родительским алкоголем. У таких людей во взрослом состоянии повышенная потребность в признании, похвале, принятии, что бывает непонятно их партнёрам в браке, которые ошибочно принимают это не как бессознательное «залечивание» давних детских ран, а как хвастовство.
Это СКРЫТНОСТЬ. Из-за стыда дети не приглашают друзей в гости, стараются порой меньше контактировать с окружающими.
Это СТЕСНИТЕЛЬНОСТЬ, поскольку страдает САМООЦЕНКА, этому сопутствует СТЫД.
Это СЛАБОСТЬ. Ребёнку кажется, что любовь ещё нужно заслужить. Вместо веры в себя и в свои силы. Отсюда потом и созависимые отношения.
Это САМОБИЧЕВАНИЕ. Повышенное чувство вины. Это, в свою очередь, остаётся в будущем «дырой в безопасности» личности, поскольку нечистоплотные или токсичные люди могут вольно или невольно эксплуатировать эту кнопку, выстраивая кривые отношения.
Это СТРЕСС, потому что не только непонятно, в каком состоянии вернётся папа или мама, но и накапливающийся СТЫД, и остальные «С». Патогенные факторы работают синергично.
В чём-то это и СУДЬБА. Ребёнок, привыкший к страху и всем перечисленным буквам «С», может по умолчанию выбирать не те отношения, не ту работу, бояться двигаться вперёд, быть склонным к неврозам, депрессиям, тревогам, обсессивно-компульсивному расстройству.
Нельзя сказать, что алкоголизм родителей делает всех их детей безнадёжно ранеными. Но что это точно не воодушевляет, можно говорить с уверенностью. Коррекция судьбы проводится специалистом. И на это могут уходить месяцы. Иногда и годы.
Что касается психопатии. Для развития психопатических черт характера необходима совокупность факторов. Это и генетическая предрасположенность, травмы головного мозга, социальные условия, образование, интеллект, семейный климат и, конечно, воспитание. Поэтому говорить о том, что алкоголизм родителей гарантирует этот путь, будет неправильно, но то, что этому способствует – вне всяких сомнений. Многое зависит и от самого человека, его
воли, интеллекта, способности осознать и проработать проблемы.
Другое дело
– Может ли сын алкоголика вырасти в мужчину, способного принимать решения, на которого можно положиться?
– Всё зависит от того, насколько выражено было воздействие алкоголя на родителей. Ведь у кого-то это бытовое пьянство по выходным, в компании друзей, с сохранением социализации, работы, репутации. А у кого-то – это ежедневные побои, «догонялки» с топором, бегство в ночь на мороз в нижнем белье, квартира без окон, обмен детских вещей на бутылку водки, полиция, лишение родительских прав.
Поэтому ущерб есть и там, и там. Но степень его, конечно, разная. При невысокой степени разрушения психики, высоком интеллекте, хорошем самоанализе, знании своих слабых мест мужчина вполне может быть и хорошим мужем и отцом.
Если же совокупность патогенных факторов высока, а ресурсов для восстановлении мало, прогноз хуже. В этом случае, как правило, важна внешняя поддержка.
– Как вести себя жене такого мужчины?
– Пьющие родители – хорошие учителя. Но важно уметь учиться. Видя антипример и зная свои слабые места, мужчине стоит отказаться от употребления алкоголя для восстановления силы рода.
Его женщине важно понимать, что союз должны строить не зависимый и созависимый, не 0,5 и 0,5, а 1 плюс 1. Две самодостаточные личности. Поэтому, пока не поздно, лучше на берегу договориться о правилах. Чтобы сначала не пинать ногой под столом на семейных праздниках и не вырывать рюмку, а потом не тащить на себе «раненого бойца». Потому что можно привыкнуть. Важно уметь ставить сроки, цели, задачи, ультиматумы. Уметь обращаться за профессиональной помощью к наркологам, психотерапевтам. Помнить, что свыкаться с пороком – это уныние, которое, как известно, один из самых страшных грехов. Не менее страшных, чем алкоголизм.
Ранее сайт pravda-nn.ru вспоминал звезд, которым мамы испортили жизнь.