Страсть и власть: нижегородцам представили чёрно-белого «Макбета»
Газета "Нижегородская правда" №6 от 01.02.23
Подписка на газетуНижегородский театр драмы в качестве подарка в новом году преподнёс своим зрителям самую мрачную шекспировскую трагедию – «Макбет». Историю о кровавых деяниях шотландского короля на сцене этого театра не ставили как минимум 100 лет. «Макбет» стал первой премьерой сезона, к которой театр готовился почти полгода. В постановке занята почти вся труппа, а поставил её лауреат «Золотой маски» Геннадий Шапошников.
Добро и зло
Нижегородским зрителям Геннадий Шапошников уже знаком по спектаклю «Смута». Но если в первом своём нижегородском спектакле он практически весь текст написал сам, то на этот раз собрал воедино почти все известные переводы знаменитой шекспировской пьесы. При этом пьеса почти не сокращена, а в спектакле появляется персонаж, которого не было у Шекспира, – Хранительница Света, воплощение добра и верности. Она противостоит Гекате – богине Мрака, ставшей причиной всех бед Макбета.
Режиссёр оставил сцену практический пустой, сосредоточившись на чувствах своих героев.
«Для меня «Макбет» – трагедия человека, которому посулили великое будущее и который не смог устоять перед соблазном его приблизить, преступив все нравственные законы. Этот материал вечен, потому что это совершенная история с поиском ответов и принятием тех или иных решений. Любую трагедию я рассматриваю как миф, как нечто, что длится постоянно, всё время повторяется и требует иного выхода. Добро – это зло, а зло – это добро», – объяснил свою идею Геннадий Шапошников.
Эту мифическую сторону отразил в сценографии спектакля художник Борис Шлямин, который решил её через сочетание металла, стекла и камня. Это каменные идолы, парящие над сценой скалы, световые мечи, странным образом перекликающиеся с сагой о «Звёздных войнах», и алые световые струи, символизирующие потоки крови, пролитые ради амбиций короля.
Очень необычны костюмы героев. Они практически повторяют друг друга, показывая, что зерна разрушения себя есть в каждом из нас. В итоге и положительные, и отрицательные персонажи, которых в этой трагедии у Шекспира множество, практически неотличимы. Все они одеты в чёрное с головы до пят. А их головы с выбеленными мертвецкими лицами венчают необычные уборы, похожие на зацементированные ушанки. Это «окаменение» символично и выглядит пугающе. Лишь у Макбета и его жены после коронации появляются корона и почти русский кокошник, которые выделяют их из безликой толпы.
Чёрно-белое
Сергей Блохин и Маргарита Баголей в ролях преступных супругов передают весь калейдоскоп эмоций, с невероятной силой отыгрывая леденящую душу сцену с кровавыми руками, которые никак не может отмыть впавшая в безумие королева. Её алые перчатки до плеч становятся сильнейшим символом спектакля и ярким цветовым акцентом на фоне чёрно-белого мира и общего окаменения.
Тема камня тут во всём – от гроба-идола до то опускающихся, то поднимающихся скал, которые как рок висят над героями и готовы их задавить, но всё медлят, словно ждут того самого невероятного для Макбета момента, когда Бирнамский лес пойдёт на Дунсиан.
Сергей Блохин очень эффектно раскрывает характер Макбета и чувства своего героя, с каждой сценой показывая, как благородный храбрый воин превращается в злодея, ослеплённого жаждой власти и опустившегося до убийств детей и женщин. После сыгранного Блохиным Клавдия в «Гамлете», поступки которого по крайней мере логичны, Макбет задаёт актёру практически невыполнимую задачу: объяснить себе и другим, почему так долго медлило наказание.
Визуально очень эффектная финальная битва с Макдуфом (Николай Смирнов), который растаптывает Макбета и физически, и морально. И реакция короля на явление «не женщиной рождённого Макдуфа», который несёт ему смерть, – не страх, так как людей Макбет давно уже не боится. Скорее, изумление: почему возмездие приходит именно сейчас. Не тогда, когда он совершал самое страшное, не тогда, когда на миг поверил ведьмам, а сейчас, когда его положение и так безнадёжно. Ответа на этот вопрос Шекспир не даёт. Даёт ли спектакль, решать зрителю.
Увидеть премьерный спектакль можно 17 и 18 февраля, а также 14 марта.
16+