Театр «Комедiя» представил премьеру абсурдистской пьесы белорусского драматурга Константина Стешика
Газета "Нижегородская правда" №55 от 20.09.23
Подписка на газетуПьеса «Голова» в 2021 году признана победителем первого драматургического конкурса новых комедий «Низкий жанр», который провёл театр «Комедiя». После читки, режиссёром которой стал Лев Харламов, эскиз спектакля был показан публике, которая осталась довольна увиденным. А теперь эскиз на малой сцене театра превратился в спектакль, который недавно и представили зрителям.
16+
Эксперимент
Театр уверен, что пьеса расширяет границы жанра: оставаясь комедией, она обретает черты то философской притчи, то ненаучной фантастики, абсурда, арт-хауса и кто знает чего ещё. В итоге перед зрителями разворачивается история трёх друзей, один из которых – впечатлительный юноша Палкин (Руслан Строголев) – приносит в дом рассудительного друга Кости, обозначенного в тесте пьесы просто Я (Иван Гапонов) сумку с головой, найденной им под скамейкой в метро. Так и начинается эта удивительная история.
Первая мысль и у героев, и у зрителей, что кто-то попал под поезд или стал жертвой маньяка. Но всё не так просто. Голова – живая. Она сама по себе, без тела и раны на шее. Причём она мыслит, выражает эмоции мимикой. «Только говорить не умеет – у неё же нет голосовых связок!», – объясняет герой. Зато голова может моргать в ответ на вопросы и, судя по всему, знает о жизни и смерти нечто такое, о чём герои не задумывались.
Вот тут-то и начинается философия. Жизнь, смерть, Бог, Сатана. Голова уверена, что Бога нет, а Сатана есть. И он – свет! Ведь если задуматься, то Люцифер в переводе с латинского и правда – «несущий свет»!
Узнать будущее
И вот друзья уже пытаются допросить голову, чтобы она, как мистический оракул, предрекла им будущее! Блестящие и полные юмора диалоги актёры разыгрывают безукоризненно, идеально расставляя паузы и раскрывая противоположность характеров своих героев. Это особое удовольствие – наблюдать за их словесной дуэлью и мысленно выбирать, на чьей стороне ты.
Пришлось актёрам немного поиграть и за голову. Предшественник в постановке нижегородского театра, знаменитый питерский «Театр на Литейном», эту безмолвную роль в своём спектакле отдал актёру и постарался, чтобы иллюзия живой головы была полной. Лев Харламов выбрал более простой путь. Голова в виде белого шара просто стоит на столике, а актёрам приходится убеждать себя и зрителей, что она живая.
Впрочем, они успешно справляются с этой задачей.
В итоге вместе с героями зрители пытаются осознать Чудо и понять, как на него реагировать и как с ним жить дальше. Третий друг (Андрей Голошапов), нарушивший своим приходом путь эксперимента, куда более прозаичен. При взгляде на него вспоминаются юноши в трениках из 90‑х. Он не заморачивается разными теориями и пытается найти обычное объяснение происходящему. За что и вытуривается из квартиры экспериментаторов, вошедших во вкус общения с головой.
Если Я более скептичен, то «открыватель» головы Палкин готов поверить в чудо. Найденная им голова даже становится ему близка, и вот уже герои испытывают к ней сочувствие, когда, проверяя её реальность, наносят ей рану. История набирает обороты и движется к закономерному, а может и нет, финалу.
Секир-башка
Есть в спектакле и две героини, введённые в пьесу режиссёром. Это девушка за синтезатором (Ольга Коновалова), главная функция которой – одной клавишей озвучивать ответы головы, так что зрители быстро привыкают, какая нота отвечает за «да», а какая за «нет». И Мария Оболенская, которая сидит за мольбертом и покрывает холст чёрной краской, а потом рисует на нём сферический белый объект, в котором каждый видит что-то своё.
С девушкой и картиной время от времени герои даже немного взаимодействуют, но особого смысла в этом нет. Зачем это понадобилось режиссёру, знает только он. В любом случае изыска не получилось. Присутствие девушек ничем не оправдано и разрушает камерный мир Константина Стешика.
Заигрывают актёры и со зрителем из первого ряда, который на время становится пресловутой головой. Везёт тому, кого они выбирают, или нет – каждый решает сам. Кто-то готов вступить в этот безмолвный диалог, помигать глазами и поморщиться, а кто-то нет. Интересно ли остальным наблюдать за растерянным зрителем, вовлекаемым в игру, – похоже, не очень. Тем более что в силу небольших размеров зала большинство даже не видит, что происходит.
Апофеоз спектакля – финальная сцена, когда один из героев в порыве неудержимой ярости исступлённо разбивает-таки злосчастную голову, в роли которой выступает арбуз. Конечно, это выглядит эффектно и в целом неожиданно, но те, кто сидит в первых рядах, должны быть готовы к тому, что летящие во все стороны ошмётки арбуза обязательно попадут на их одежду. Так что если для вас посещение театра – праздник, продумайте, что надеть на премьеру. Желательно «белое не носить»! Или отнестись ко всему происходящему философски, как и предписывает постановка.