Цены бьют рекорды: что происходит на топливном рынке и как с этим бороться
Газета "Новое дело" №36 от 14.09.23
Подписка на газетуСтоимость бензина в последнее время в центре внимания как простых граждан, так и представителей власти. Пока автомобилисты в соцсетях обмениваются фотографиями с заправок с очередными ценовыми рекордами, на высшем уровне решают, как остановить этот взлёт. Что же происходит на топливом рынке и как с этим бороться?
Исторического максимума достигает стоимость бензина на нижегородских заправках. Так, по наблюдениям автомобилистов, бензин АИ-92 перемахнул психологическую отметку в 50 рублей, 95‑й стоит уже больше 53 рублей, а цена на дизельное топливо крутится в районе 60 рублей за литр.
И такая ситуация по всей стране. Средняя стоимость бензина сегодня составляет 54 – 65 рублей за литр, чего не наблюдалось со времён топливного кризиса весной 2018 года.
Эксперты считают, что ценовой рывок спровоцировали несколько факторов. Во-первых, сезонный спрос, особенно на дизельное топливо. По осени, когда идёт уборочная кампания, он традиционно выше, что подстёгивает цены. Такую же тенденцию мы наблюдали и в предыдущие годы.
Однако в 2023‑м подорожание шло рекордными темпами. По данным ассоциации «Народный фермер», только за два последних месяца топливо подорожало от 26% до 40%. При этом даже по таким расценкам запасы дизеля в некоторых регионах оказались на минимуме.
То же самое и с бензином. Рост спроса на горючее стал побочным эффектом от развития внутреннего туризма. Многие россияне полюбили автомобильные путешествия и, как следствие, стали чаще заправляться бензином. Пик таких путешествий как раз пришёлся на август – именно тогда цены на бензин стали расти активнее.
Есть и определённые сложности с логистикой – тот же сезон отпусков и закрытие нескольких российских аэропортов привели к перегрузке железной дороги. В результате топливо добирается до места назначения позже, а сложности с поставками сказываются на конечной стоимости бензина и ДТ.
Также среди внутренних причин подорожания топлива эксперты называют остановку нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) на плановый ремонт. Традиционно они начинают делать это с мая, причём на перерыв уходит не один завод, а несколько. В результате к началу ажиотажного спроса многие НПЗ находятся в плановом простое. Уже не раз звучали предложения скорректировать график ремонтов, а также сделать его общедоступным, но пока ни во что конкретное они не вылились.
Есть, конечно, и внешние обстоятельства, подталкивающие цены на топливо вверх. По данным Международного энергетического агентства, мировой спрос на нефть сейчас бьёт рекорды на фоне активного потребления в Китае и других странах. Это стимулирует рост цен на сырьё.
И Россия, конечно, не могла остаться в стороне от этой нефтяной лихорадки. Причём оценить истинные масштабы экспорта российской нефти сложно – многие производители используют теневые схемы, чтобы скрыть реальные поставки от контролирующих органов. По оценкам Министерства энергетики России, объём серого экспорта топлива из России с начала 2023 года составил несколько миллионов тонн.
Это и не удивительно: доллар за последние месяцы подорожал на 40%, и в этих условиях продавать нефть и нефтепродукты за рубеж гораздо выгоднее, чем на внутреннем рынке. С одной стороны, страна от этого выигрывает – нефтяные доходы растут, бюджет пополняется. С другой – проседает собственный топливный рынок, что имеет не самые лучшие социальные последствия.
Чтобы удержать поставщиков на внутреннем рынке, государство ввело для нефтянников субсидии. Однако с сентября эти выплаты сократились вдвое как по бензину, так и по дизельному топливу. Для бюджета это экономия средств, но для нефтяников – лишний повод переориентироваться на заграницу или держать высокие цены внутри страны.
В этих сложных условиях и балансирует отечественный топливный рынок, последствия чего может наблюдать каждый из нас.
«Правительство не среагировало своевременно на изменения на мировом рынке в связи с ростом цен на нефть, но это регулируемая позиция. В целом производители и правительство между собой договорились, как они будут действовать в ближайшее время», – отметил президент Владимир Путин, отвечая на вопрос о ситуации с бензином на Восточном экономическом форуме.
Среди обсуждаемых мер – увеличение нормативов биржевых продаж внутри России. Сейчас компании должны продавать на внутренний рынок не менее 13% произведённого бензина и 9,5% дизельного топлива, но уже звучат призывы резко поднять эти нормативы до 50% и 33% соответственно. Для учёта работы экспортёров могут ввести лицензирование. Также обсуждается возможность наделить правительство правом устанавливать предельно допустимые цены на топливо на срок не более 90 дней. Кроме того, экономическую обоснованность цен на бензин проверит Федеральная антимонопольная служба.
Но в любом случае ситуация должна начать выравниваться уже сейчас: нефтеперерабатывающие заводы наращивают мощности, а спрос на бензин и дизельное топливо, наоборот, снижается – заканчиваются уборочная страда и сезон отпусков.
И всё же, как считают эксперты, к уровню весны цены на бензин уже вряд ли вернутся.
Лариса Плахина
Ранее сайт Pravda-nn.ru ждать ли нижегородцам дефицита бензина.