Учат дома: выясняем, нужно ли ребёнку ходить в школу
Газета "Новое дело" №38 от 24.09.2020
Подписка на газетуВместо ежедневных походов в школу – уроки за домашним компьютером. С развитием семейного образования этот способ уже превратился из несбыточной фантазии в реальность для многих нижегородских семей. С началом пандемии коронавируса и введения дистанта в школах некоторые родители с удивлением обнаружили, что их дети могут учиться и не выходя из дома.
Мы попытались разобраться, так ли это просто и чем эта форма образования отличается от привычной школы и экспериментальной «дистанционки».
Школьная тоска
Для нижегородки Евгении Марковой последние два года обучения её сына Вовы в школе превратились в непрекращающийся стресс.
Неусидчивый мальчик вызывал раздражение у учителей, которые то и дело критиковали его за низкую успеваемость. Выполнение домашних заданий вечером после работы Евгения воспринимала как наказание. Если в начальных классах она ещё могла помочь Вове с уроками, то с введением в расписание алгебры, геометрии и физики семейные вечера обернулись скандалами.
– Мы ругались каждый день без исключения, – вспоминала Евгения. – Мне казалось, что из школы сын приходит абсолютно «пустой»: не знает, как выполнить элементарные примеры и упражнения. В начальной школе он ещё с радостью ходил в школу, а с пятого класса мы поняли, что со страхом ждём конца выходных.
Ситуация осложнялась и тем, что Вова активно занимается хоккеем. Некоторые из его многочасовых тренировок начинались рано утром, и к началу второй смены в школе он уже с трудом вникал в информацию. Кроме того, из-за поездок на соревнования мальчик часто пропускал занятия. В результате постоянная тревожность начала влиять на здоровье. Накануне важных контрольных и проверочных работ у него подскакивала температура.
Введение дистанционного обучения в школах в марте стало настоящим спасением. Выяснилось, что Вова вполне может усваивать информацию с экрана компьютера, когда его не отвлекают одноклассники и не делают постоянных замечаний учителя. Четвёртую четверть в этом году он впервые за долгое время закончил без троек, из которых раньше «не вылезал».
Всё лето Евгения посвятила изучению вопроса семейного образования, чтобы сын мог не возвращаться за парту в сентябре.
– Оказалось, всё не так сложно и абсолютно бесплатно: достаточно написать заявление в районное управление образования или городской департамент о переводе школьника на форму семейного обучения, отчислиться с прежнего места учёбы и прикрепиться к той школе, где будем сдавать аттестацию, – рассказала Маркова. – Некоторые школы могут посоветовать специалисты управления.
Теперь Вова занимается дома с нанятыми мамой репетиторами, а в школу придёт лишь чтобы сдать годовую аттестацию по всем предметам.
В отличие от дистанционного образования, когда ученику всё равно приходилось быть, пусть и онлайн, но на уроке, а потом отсылать домашнее задание, в этом формате вся ответственность за организацию уроков детей лежит на родителях. И именно в этом некоторые нижегородцы видят основной недостаток подобного метода учёбы.
Пока все дома
Судя по нижегородским форумам, примеру Марковых готовы последовать многие родители. Особенно сейчас, когда есть риск волны эпидемии по гриппу и новым вспышкам коронавируса.
«Несколько раз меняли школу из-за того, что мой неглупый ребёнок просто терял желание учиться из-за поведения преподавателей. Теперь думаем о переходе на домашнее обучение – не хочу ломать психику дочери», – говорит форумчанка Зайчонок.
«Я работаю из дома, а потому сама могу присматривать за сыном, пока он делает уроки. К тому же мы живём за городом, и постоянно возить его в школу неудобно», – вторит ей другая пользовательница сети.
Сторонники этой системы приводят в пример опыт XIX века, когда с детьми занимались гувернёры. Но специалисты уверены, что сравнивать поколения не стоит.
– Если мы говорим о нынешних детях, то не стоит забывать о проблемах социализации и цифровизации, – считает детский психолог Ксения Демина. – Общению со сверстниками на детских площадках они предпочитают чаты и форумы в сети, из-за чего у детей формируется иногда неправильная схема выстраивания отношений с людьми. Ребята действительно сейчас легче воспринимают информацию, поступающую к ним из компьютера. Но таким образом они проводят за ним по несколько часов в день. Каждый конкретный случай родителям лучше разбирать с психологами. Если ребёнок действительно испытывает настолько сильный стресс от походов в школу, или уделяет большую часть времени спорту, путешествиям с родителями, то ему лучше обучаться дома. Но в таком случае родители должны успешно совмещать роли семьи и учителей, организовывать и упорядочивать учёбу детей, что сможет далеко не каждый.
Своеобразным переходным этапом на этом пути может стать заочное образование. Такой формат предлагают в настоящее время многие интернет-платформы, например, «Фоксфорд» или «ИнтернетУрок». За определённую плату (в среднем от 5 до 9 тысяч рублей в месяц) ребёнок прикрепляется к учебному заведению и получает доступ в личный кабинет. Там он может просматривать видопрезентации и записи онлайн-уроков, лекции и семинары по определенным дисциплинам, выполнять домашнее задание и контрольные работы, общаться напрямую с преподавателями. Родителям в таком случае остаётся лишь контролировать со стороны процесс получения знаний.
Похожая форма обучения есть и в средней школе им. Н.И. Лобачевского в Дзержинске. Дети могут заочно учиться в школе и сдавать там контрольные работы и промежуточные аттестации. Таким образом, посещать обычную общеобразовательную школу вообще не придётся – по окончании учёбы и сдачи экзаменов ученик получает аттестат гособразца. Стоимость варьируется от 26 до 88 тысяч рублей за учебный год. Подтянуть знания ученики могут и на специальном канале школы в сети, открытом для всех желающих.
– За период пандемии на нашем образовательном канале в YouTube количество подписчиков увеличилось почти в два раза – до 34 тысяч человек. Также подросло число просмотров роликов – до 4 млн 420 тысяч, – привела данные накануне начала учебного года директор Екатерина Хлюнева. – Во время дистанционного обучения наш канал помог очень многим детям: материал позволяет повторить предметы и подготовиться к аттестации.
Таким образом, вариантов освоения школьной программы для тех, кто не хочет просиживать время за партой, сейчас существует достаточно. Важно лишь, чтобы при принятии решения родители не забывали об интересах детей.
Светлана ЛЁВКИНА
Из форумов
«Я понимаю, когда ребенок в связи со здоровьем не может ходить в школу или проживает в отдаленной деревне. Но просто так – зачем? Неужели родители и учебники могут преподать материал лучше педагогов в школе? » – Серая_белка.
«Если бы мне мама предложила дома учиться — я была бы категорически против. Школа — это же не только программа и знания, это огромный жизненный опыт общения, урегулирования конфликтов, осознание субординации с педагогами (начальством во взрослой жизни). Разве мама может все это дать?» – Тридцатое февраля.
«Подтверждаю наблюдение об увеличении самостоятельности, повышении настроения и общей бодрости сына при обучении дома. И интерес к изучаемому повысился — так удивительно было поначалу, что он нам то один факт, то другой из пройденного материала рассказывает. В школе такого не было», – Лисенок.
«Я, работая педагогом на протяжении 19 лет, прекрасно понимаю, что в началку мы идём на учителя, а в среднем звене начинается жесть. Особенно непонятно, почему по истории бесконечное количество таблиц, на математике выяснение отношений, на русском — морали читают, я уж не говорю о случайных людях в школах. Конечно же, есть чудные педагоги, но их «пожирает» система», – Torch.