Учитель года рассказала, как привить школьникам любовь к литературе
Газета "Новое дело" №11 от 23.03.23
Подписка на газетуВ этом году Учителем года в Нижнем Новгороде стала Мария Шахова из гимназии № 13. Она преподаёт литературу и русский язык, ведёт свой телеграм-канал, посвящённый классической литературе. Мы поговорили с Марией и узнали, как ей удалось добиться уважения в классе, когда она только начинала работать, и возможно ли привить школьникам любовь к классической литературе.
Сели за парту
Мария уже 12 лет преподаёт в гимназии № 13 русский язык и литературу.
«Люблю читать, как это ни банально звучит», – признаётся она.
Решение пойти работать педагогом пришло благодаря школьной учительнице.
«Пришла в свою школу на практику, к своему учителю русского языка и литературы, – вспоминает Мария. – У нас с ней были очень тёплые отношения, я благодарна ей за то, что именно она убедила меня поступить на филологический факультет в университет. После практики она сказала, что у меня получается неплохо, и предложила остаться в школе. Я сходила к директору, она меня тоже поддержала. Так и осталась, решила попробовать».
Мама решение дочери связать свою жизнь со школой поддержала.
«Она источник моей уверенности, моего спокойствия, моей любви к миру», – признаётся Мария.
Папе тогда эта идея пришлась не по душе.
«Папа умер девять лет назад, но знаю, что сейчас он мною гордился бы», – делится победительница.
Начинать работу было непросто.
«Сначала был страх, что могу чем-то обидеть детей, отвратить от литературы. Боялась навредить, потому что мне самой очень повезло с учителями, и я знаю, как это важно, – поделилась Мария. – С точки зрения уроков тоже возникали сложности, потому что непонятно, что и в каком объёме дать, как сделать, чтобы и интересно было, и информация осталась в головах, и чтобы знания оценить справедливо».
Найти общий язык с учениками молодым педагогам часто бывает несложно. А вот завоевать авторитет родителей, которые порой не воспринимают юную учительницу всерьёз, куда труднее.
«Сложно было добиться уважения родителей учеников, – призналась Мария, – потому что неопытный учитель, конечно, всегда под пристальным присмотром. Помогали коллеги: опять же моя учительница литературы, которая теперь стала моим наставником, руководители классов, в которых я работала, другие учителя».
Гореть как спичка
Не секрет, что работа педагога состоит не только из проведения школьных уроков. Нужно таскать по 20 тетрадей в день, проверять работы и заполнять множество документов. Вдобавок само по себе общение с детьми и родителями требует огромных энергетических затрат. Отдачу получить удаётся не всегда. Немудрено, что далеко не все выдерживают такой ритм жизни.
«Первые три года мысли об увольнении возникали раз в полгода, – улыбается Мария. – Смотрела даже вакансии, но потом понимала, что нигде не получу такой отдачи, стимула к росту… И отпуск большой летом».
Для Марии основной способ справиться с выгоранием и стремлением бросить профессию – это умение отдыхать.
«У меня есть фраза «Учителю нужен ресурс», – рассказывает она. – Именно поэтому я никогда не работаю по воскресеньям и как минимум раз в месяц выбираюсь в театр, кино, на концерт, на выставку».
Как признаётся Мария, самое сложное для неё в работе учителя – это сохранять спокойствие и самообладание в любой ситуации, какой бы хаос ни происходил вокруг. А вот общение с учениками – самое простое и приятное в профессии.
Чтобы завоевать доверие детей, нужно научиться их уважать.
«Мне кажется, что учитель должен быть доброжелательным, справедливым, неравнодушным и уважительно относиться к учащимся любого возраста, – уверена Мария. – Чтобы ребята хотели учиться, им нужно показать, что эти знания им нужны, они пригодятся в обычной жизни. И нужно сделать сам процесс познания увлекательным и интересным».
Сегодня, когда многие дети вообще не любят читать, школьная программа по литературе некоторыми воспринимается такой же сложной и непонятной, как, например, физика. Но даже читающие школьники часто относятся к программным произведениям без интереса, считая их скучными или навязанными. Заинтересовать и увлечь учеников удаётся не всем педагогам.
«Я уверена, что в любом произведении можно найти то, что тронет ребёнка, – считает Мария. – Нужно это найти и показать. А сложности в восприятии – помочь преодолеть, ведь именно читая сложные тексты, мы формируем интересное мышление».
Она старается не просто рассказывать своим ученикам о тех или иных произведениях, но и обсуждать с ними спорные моменты, заставлять размышлять и вызывать желание делиться своим мнением.
«Художественная литература ведь не про знания – она про чувства, про понимание, про эмпатию, в конце концов, – уверена Мария. – Но и тут литература как таковая может быть бесполезна. У меня была беседа с одной ученицей. Она прочитала «Заводной апельсин» и удивлялась, как человек, восхищающийся классической музыкой, может быть жестоким, циничным. И вот что я думаю: суть ведь не в том, что ты читаешь или слушаешь классику, суть в том, ЗАЧЕМ ты это делаешь. Если читать просто для того, чтобы в обществе прихвастнуть тем, что ты много знаешь, что ты эрудирован, можешь цитировать «великих», то искусство для тебя – всё равно что новая одежда, телефон, машина. Атрибут. Если так использовать литературу, то лучше уж действительно не читать».
Мария начала вести даже отдельный телеграм-канал, в котором рассуждает о классической литературе и обсуждает её с другими.
«Мне кажется, читая, нужно всегда задавать себе вопросы, – поделилась она. – Почему так? Что именно хотел сказать автор? (Да, знаю, сейчас волна возмущения этим школьным вопросом поднимется. Но согласитесь, автор же действительно не пишет «просто так», он действительно что-то хочет сказать.) Попытка понять мотивы действий героев, попытка сопоставить себя и героя… И много-много вопросов в стиле «Зачем?», «Каковы мотивы?», «Каков итог?». Такое чтение не только развивает личность, уж простите за пафос, но и помогает жить».
Самой Марии под иным углом увидеть многие вещи в произведениях помогает дочь-школьница. Кроме того, благодаря общению с дочерью удаётся лучше понять, что волнует самих учеников.
«Именно её размышления об учителях часто открывают мне глаза на саму себя», – делится Мария.
Педагогический конкурс
О конкурсе «Учитель года» Мария узнала от своей наставницы.
«Моя учительница русского языка и литературы успешно принимала в нём участие ещё в 2012 году, – поделилась нижегородка. – Но пока я не чувствовала в себе силы, не участвовала. А потом просто поняла, что пришла пора. Сначала отбор проходит в школе, а потом уже школа выдвигает дальше».
Марии удалось пройти после школьного этапа на муниципальный этап Нижегородского района и победить. Дальше был уже общегородской конкурс. Всего в нём участвовали 72 учителя из всех районов Нижнего Новгорода. Победителя выбирали из восьми финалистов.
«Я была очень рада, – поделилась Мария. – Думаю, странно участвовать в конкурсе, если не хочешь победить».
С победой нижегородку поздравил мэр города Юрий Шалабаев.
«Получить такое звание особенно почётно в наступивший Год педагога и наставника, – отметил глава Нижнего Новгорода. – Поэтому, по словам самой Марии Валерьевны, на этом останавливаться она не собирается и будет пробовать свои силы уже на всероссийском этапе конкурса. А главная поддержка – ученики и коллеги – уже дали ей добро».
В ближайших планах Марии – региональный этап, в котором она будет сражаться за звание лучшего учителя области, и любимые уроки. На которых она продолжит увлекать учеников классикой, стараясь преподносить их с новой, неожиданной для ребят стороны.
Ранее сайт Pravda-nn.ru cообщал, что более 200 педагогов из ПФО поучаствовали в сессии Форума классных руководителей в Самаре.