Как советники по воспитанию помогают нижегородским школьникам найти себя
Газета "Нижегородская правда" №64 от 26.10.2022
Подписка на газетуСоветники по воспитанию появились в большинстве российских школ в этом году. Нижегородская область стала пилотным регионом с сентября прошлого года. Задача таких специалистов – вовлекать детей в различные проекты, в которых каждый ребёнок может найти себя. Работа проводится в рамках федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование».
Узнал мечту ребёнка – помоги ему
Школьники Газопроводской школы Починковского городского округа в прошлом учебном году участвовали в 65 всероссийских проектах и даже побывали в «Артеке».
«У нас небольшая сельская школа, и из 397 учеников половина сразу записались в первичное отделение Российского движения школьников, – рассказывает советник директора по воспитанию Марина Волкова. – В марте мы стали победителями всероссийского конкурса на слёт лучших команд России – советников директоров и обучающихся – и попали в «Артек». До этого никто из наших ребят там не был. После этого вся школа захотела во всём участвовать».
В кабинете «Точка роста» создали школьный киноклуб – эту технологию Марина Николаевна позаимствовала на обучении в «Артеке».
«Правильно подобрав фильм, можно обсудить любую проблему – от взаимоотношений с родителями до профориентации, – говорит она. – Первый фильм, который мы посмотрели, «Чучело», прошёл на одном дыхании. На обсуждении поделились: «А ведь и мы бываем такими зверями. Мы будем стараться, чтобы такими не быть». Родителям тоже нравится ходить на наши показы, так что если хотите привлечь родителей в школу, устраивайте киноклуб».
Марина Николаевна уверена: советником может быть только увлечённый человек, по-другому просто не получится.
«Мне кажется, что за этот год я принесла пользы больше, чем за все предыдущие свои 24 года работы в школе в качестве социального педагога, – поделилась она. – Что тобой движет? Детские горящие глаза! Видишь их и радуешься, что ты не зря живёшь и работаешь. В прошлом году меня три раза запирал в школе сторож, так я была увлечена. Раньше часто звучало, что дети не хотят нигде участвовать. Сейчас везде хотят, везде участвуют, и мы развиваемся вместе с детьми. Недавно ездили с активистами в Ульяновск на региональную смену РДШ, теперь мечтаем выйти на федеральный уровень. В каждой школе есть умные, активные ребята, но не всегда мы, взрослые, умеем их направить. Суть советника – быть проводником. Мы ведём их к солнцу, к свету, к теплу. Узнал мечту ребёнка – помоги ему! Подскажи, куда ступить, чтобы этой мечты достичь».
Создать ситуацию успеха
В лицее «Центр одарённых детей» за год все убедились, насколько важно создать для ребёнка ситуацию успеха.
«Дети чувствуют поддержку советника, поэтому не боятся предлагать свои идеи, просить помощи для осуществления проектов и уверены, что будут услышаны, – рассказывает советник по воспитанию лицея Елизавета Минеева. – У ребят есть возможность участвовать в региональных и федеральных активностях. Например, проводим квиз ко Дню Героев Отечества, а в День российской науки наша сборная соревнуется в квизе Российского движения школьников с командами со всей страны».
А ещё команда инициативных ребят создала в лицее медиацентр, и теперь школьники учатся работать с информацией, писать тексты, создавать видео и фотоматериалы и даже попробовали свои силы в медиахакатоне международного фестиваля «ТехноСтрелка».
В этом учебном году ещё одним приоритетным направлением для развития выбран школьный театр. А сама Елизавета Дмитриевна покорила новую профессиональную вершину, став финалистом I Всероссийской детской премии «Новая философия воспитания».
Предвыборная гонка в городецкой школе
Советник директора по воспитанию городецкой школы № 7 имени Героя России Крупинова Любовь Потехина, она же учитель русского языка и литературы, уверена: главная миссия на новом посту – отвечать на запросы ребёнка об интересной и содержательной, наполненной активностями школьной жизни.
«Я и команда детского актива проводим активности на переменах, например, игры по станциям, где школьники разных возрастов могут угадывать зашифрованные песни, разгадывать головоломки и узнавать о великих учёных, редактировать популярные запросы в поисковике в День распространения грамотности и многое другое, – рассказывает Любовь Николаевна. – В этом году в школе прошли выборы президента ученического самоуправления. Это было незабываемое и по-настоящему захватывающее событие! Предвыборная гонка, трансляция видеороликов по школьному телевидению и в соцсетях и, конечно, голосование – всё это сплотило ребят разных возрастов, дало возможность внести свой вклад в развитие школы».
В этом году все начальные классы школы принимают участие в программе «Орлята России» и проходят треки, которые направлены на сплочение коллектива, развитие нравственных качеств и общечеловеческих ценностей. А активистка Варвара Богданова недавно обменялась опытом с единомышленниками всех регионов страны на всероссийском форуме лидеров ученического самоуправления «Территория успеха» в «Артеке».
На «Классных встречах» ребята общаются с интересными людьми – уже прошли встречи с лейтенантом воинской части, выпускником прошлых лет, а также с руководителем поисково‑спасательного отряда Городецкого района.
«Не было еще такого года, чтобы в волонтёрский отряд школы дети просились вступить практически каждый день, – улыбается Любовь Николаевна. – В коридоре ко мне подходят ученики и с жаром рассказывают о том, какая идея им пришла в голову, какое невероятное мероприятие они задумали. Даже за стенами школы я слышу от детей, что они хотят поучаствовать в «Киберлиге РДШ» или вовлечь в проект своих друзей. И когда вечером на детской площадке ко мне слетаются ребята нашего двора и просят включить их в активности школы, я уверена, что мы на верном пути».
Как отмечают советники по воспитанию, в реализации Всероссийского проекта «Навигаторы детства» наш регион лидирует благодаря неравнодушным людям, которые им руководят. Это региональный координатор Айзатуллина Динара Наилевна, 59 муниципальных координаторов, а также министр образования, науки и молодежной политики Нижегородской области Петрова Ольга Викторовна. Именно эти люди сделали проект в регионе успешным.
Все о реализации национальных проектов в Нижегородской области — в разделе "Нацпроекты- людям"