В Вознесенском районе школьники взяли власть в свои руки
В День местного самоуправления в администрации Вознесенского района поздравляли тех, кто причастен к этому профессиональному празднику, а ещё тех, кто, возможно, будет причастен в недалёком будущем. В этот день кресла руководителей в местной администрации заняли старшеклассники Вознесенского района – финалисты проекта «Диалог с главой района». Но не ради завидных селфи, а для того, чтобы обсудить собственные предложения по улучшению жизни в родном районе и испытать на себе, каково это – быть чиновником в местной администрации.
Чем живёшь, молодёжь?
Когда Иван Мартынов, глава Вознесенского района, проводил встречи с учениками в школах, идеи организовать новый совместный проект ещё не было. Руководитель администрации, сам отец двух детей, понимал, что на подрастающее поколение идёт большое давление через интернет, и хотел узнать, что думают по этому поводу сами ребята. Но говорить о международной обстановке и сложном текущем моменте пришлось мало. Оказалось, что старшеклассников больше интересуют проблемы собственного района, а главное – ребят волновало, кто и когда их решит.
«Во время этих встреч я убедился, что ребята не хуже взрослых видят «узкие» места в районе. При этом они далеки от пассивных жалоб: «Вот тут плохо, там тоже не очень…». Они мыслят многогранно и позитивно. Тогда пришла идея пригласить их к нам на короткую стажировку. Если они поднимают проблему, пусть попробуют её решить», – рассказывает Иван Мартынов.
Так возник проект с говорящим названием «Диалог с главой района».
Встречи со старшеклассниками продолжились, и Иван Мартынов побывал во всех без исключения школах района. Самых активных – а их набралось 40 человек, – пригласили на совещание в администрацию района, где перед будущими стажёрами выступили руководители всех отделов.
Рассказать 14 – 16-летним школьникам просто и понятно о бюджете, строительстве, развитии сельского хозяйства, обо всём, чем приходится заниматься муниципальному чиновнику, – та ещё задача. С ней сотрудники администрации справились, не забыв обозначить и главные проблемы любого района – где найти дополнительное финансирование, как увеличить население, повысить уровень организации культурного досуга и многие другие.
А потом школьники задавали вопросы. Как изменился бюджет района во время пандемии коронавируса? Будет ли в Курихе газопровод? Как будут бороться с борщевиком Сосновского? Когда построят дорогу в Илев? Почему в школах мало молодых учителей?
На часть вопросов работники администрации ответили сразу, другие взяли на карандаш, а найти ответы на некоторые предложили самим школьникам.
«Мы предлагаем проработать проблемы, которые волнуют вас более всего. Через неделю соберёмся в этом же зале и выслушаем ваши доклады. Руководители отделов выберут 12 лучших, и их авторов мы пригласим на стажировку. Вместе вы подготовите проекты, которые могут быть реализованы в нашем районе и улучшить жизнь в нём. В День местного самоуправления вы представите их на заседании Земского собрания», – предложил школьникам глава района.
Высокий темп, заданный проекту, Иван Мартынов объяснил современными требованиями к муниципальным чиновникам. Они должны уметь быстро находить и принимать решения.
Время открытий
За эту, последнюю, неделю проекта немало нового открыли для себя и сотрудники администрации, и их будущие коллеги.
Первые порадовались за подающее большие надежды поколение.
«Мы сразу нашли общий язык, – говорит управляющая делами районной администрации Нина Сюндюкова. – Они раскрепощённые, общительные и схватывают всё на лету».
Надо сказать, что некоторых школьников отпугнула необходимость вникать в официальные документы, изучать цифры и факты. Но те, кто решился участвовать в проекте, отнеслись к делу серьёзно.
«Мои обязанности исполняла Мария Березовская, девятиклассница Нарышкинской школы. Она изучила не только текущие документы, но и финансовые отчёты за прошлый год. Было видно, что ей интересно узнать, как работает наше управление», – рассказала начальник управления финансов Марина Епишкова.
Отметили работники администрации и самостоятельность суждений старшеклассников, умение увидеть проблему и попытки найти её решение. Хотя помощь наставников всегда была кстати.
«Дарья Владимирова из Полхов-Майданской школы подготовила проект «Территория альфа». Так она назвала центр для подростков. Все её ключевые идеи в проекте мы сохранили, поработали над структурой, отдельными моментами. Так что всё честно!» – доволен результатом заместитель главы администрации района Алексей Антонов.
Главное открытие школьников – работать чиновником совсем не просто.
Римма Штода, 11-классница Нарышкинской школы, исполняла обязанности самого главы района. За эту неделю она не только подготовила свой проект о привлечении инвестиций в Вознесенский район и преимуществах проживания в современном частном доме, но и убедилась, насколько ответственна работа в муниципалитете.
«Здесь я поняла, как работать с людьми, действовать в экстренных ситуациях. Работа чиновника оказалась намного сложнее, чем я думала. Но я не разочаровалась, и моя будущая профессия будет связана с управлением» – рассказала Римма.
10-классница Вознесенской школы Виктория Арбузова в будущем планирует поступать на юридический факультет, заниматься политикой или работать в органах государственного управления. Хотя её проект о проблемах водопроводных сетей кажется далёким от политики, но это один из шагов на пути к мечте.
«Убедилась, какая огромная ответственность лежит на всех, кто трудится в районной администрации. Я, конечно, представляла себе, что работать чиновником нелегко, но настолько!..» – поделилась своим впечатлением Виктория.
Всё только начинается
Голосовать за лучший проект депутаты Земского собрания не стали. Выбрать один было невозможно. Да и как оценивать, что важнее – создание пункта приёма сельхозпродукции или установление побратимских связей с городом в китайской провинции, чтобы наладить сбыт матрёшек. Ведь то и другое для развития района необходимо. Вот такие темы проектов старшеклассников. А ещё нужно повышать социальную активность жителей, провести фестиваль народной культуры, реализовать проект «Юный патриот», обеспечить участие молодёжи в проектах инициативного бюджетирования. Идеи, как популяризировать программы «Комплексного развития сельских территорий», у школьников тоже имеются.
Глава района Иван Мартынов пообещал, что проекты старшеклассников на бумаге не останутся, и это тоже урок для ребят. В муниципальном управлении задумки и планы выполняются не один месяц, а, бывает, и год. Поэтому теперь-то школьники знают, что мало захотеть построить дорогу, нужно найти путь, благодаря которому она появится.
«Вся наша работа строится в рамках бюджета. В первую очередь приходится решать текущие проблемы (выплачивать заработную плату, организовывать работу предприятий), и в то же время заниматься развитием района. Но существуют эффективные государственные программы, национальные проекты, в которых наш район активно участвует», – отметил Иван Мартынов.
«Диалог с главой района» оказался настолько плодотворным, что ни у кого нет сомнений, что проект требует продолжения. Так что на следующий год Иван Мартынов вновь приедет в школы на встречи с учениками. Но на этот раз ему придётся и отчитываться – как воплощаются в жизнь проекты первых участников. У будущих чиновников второго сезона задача тоже усложнится.
«Общение с жителями – обязанность работника самоуправления. Нам приходится выслушивать упрёки и критику. И продолжать работать, несмотря ни на что. Будем школьников брать с собой на встречи с населением», – поделился планами глава района.
Оправдаются ли надежды, которые Иван Мартынов возлагает на новый проект, и ряды структуры самоуправления Вознесенского района пополнятся новыми перспективными кадрами? Покажет только время. Во всяком случае, школьники убедились, что на их малой родине есть где приложить силы, реализовать амбиции, почувствовать свою значимость.
Возможно, для некоторых из них День местного самоуправления через несколько лет станет действительно профессиональным праздником.