В Нижегородской области участились случаи мошенничества с сим-картами
Газета "Новое дело" №45 от 16.11.23
Подписка на газетуАферисты становятся всё изобретательнее в обмане людей. По данным Центробанка, в прошлом году из-за телефонных мошенников люди лишились более 14 млрд рублей. Им удаётся обманывать как доверчивых бабушек, так и сотрудников крупных компаний. Постоянно появляются новые схемы, которые удерживают собеседника на телефоне и внушают ему страх за его деньги. Мы решили разобраться, чем цепляют аферисты и почему на них ведутся люди.
За чужой счёт
Недавно на удочку мошенников попался 75-летний профессор ПИМУ. По телефону ему позвонил аферист, представившись ректором вуза, где он работает. Мужчину убедили, что неизвестные прямо сейчас крадут его деньги. И ему обязательно нужно перевести все средства на безопасный счёт, который ему укажут.
Чтобы профессор поверил мошеннику, в дело вступил ещё один аферист. Он представился сотрудником службы безопасности банка. Мужчине подробно рассказали, что и как надо сделать.
Профессор перевёл мошенникам не только свои деньги, но и взятые в кредит, лишившись 7 млн рублей.
«Мужчину убедили оформить на себя кредит в банковском отделении города в размере 1 миллиона рублей. Введённый в заблуждение нижегородец снял денежные средства в размере 5 947 000 рублей, обналичил заёмные денежные средства и через банкоматы перевёл их на указанный мошенниками счёт, потеряв 6 947 000 рублей», – рассказали в пресс-службе нижегородского МВД.
В полицию доверчивый профессор обратился не сразу. Только спустя время он догадался, что его обманули. Полиция возбудила уголовное дело по статье «Мошенничество». Сейчас полицейские проводят следствие, чтобы установить все обстоятельства произошедшего. Аферистам грозит лишение свободы на срок до 10 лет с крупным штрафом.
Ещё один нижегородец, 59 лет, перевёл аферистам по той же схеме 8 млн рублей. В мессенджере ему позвонили якобы сотрудники банка и сказали, что деньги на счёте в опасности. Так мужчина лишился всех сбережений.
Снова и снова
Пенсионерку в Навашино мошенники уверили в том, что её сын стал виновником ДТП. И теперь, чтобы закрыть дело, нужно заплатить пострадавшему человеку деньги. Женщина испугалась и перевела 20 тысяч рублей на указанный счёт. Каково же было её удивление, когда она связалась с сыном и узнала, что ни в какое ДТП он не попадал. А деньги ушли прямо в руки мошенников.
88-летнего нижегородца аферисты убедили в том, что на его имя неизвестные пытались взять кредит. Так у доверчивого пенсионера получили код для входа в приложение банка. Мошенники сами оформили на него кредит и перевели полтора миллиона рублей себе.
Кажется, что жертвами специально выбирают доверчивых пенсионеров, но это не так. Молодые люди тоже верят аферистам. В начале года мошенники обманули даже сотрудницу банка. 21-летней девушке позвонили якобы из службы безопасности того же банка, где она работает. Аферист сообщил нижегородке, что неизвестные пытаются похитить её сбережения. И вдобавок ей нужно оформить кредит, переведя полученные деньги на «безопасный» счёт. Девушка лишилась полумиллиона рублей.
Кроме звонков по телефону и мессенджерам, аферисты стали использовать приложения для объявлений. В некоторых сервисах скрыли номера клиентов и добавили функцию звонка через приложение. Человек поднимает трубку и думает, что ему звонят по поводу объявления. А мошенники под видом продавцов просят перевести задаток на карту. Далее в дело вступает якобы сотрудник банка. Жертву убеждают в том, что его деньги пытаются украсть. Из-за страха люди отдают свои данные и доступ в онлайн-банк в руки аферистов.
Жульнический сценарий
Мошеннические схемы строятся на том, чтобы втереться в доверие к человеку. Жертву держат на телефоне как можно дольше, вводят в заблуждение и пугают. Сначала человеку говорят, что его деньги в опасности, а потом предлагают перевести их на другой счёт. Мошенникам удаётся даже оформлять кредиты на доверчивых людей.
При этом используются номера, которые похожи на настоящие. В МВД отмечают, что сотрудники служб безопасности никогда не спросят у человека его личные данные – например, банковские реквизиты, пароли, защитный код. Кроме того, сотрудники банка никогда не свяжутся с вами в мессенджерах. И не попросят перевести деньги на другой счёт.
Чтобы проверить личность позвонившего, сотрудники полиции советуют обратиться в дежурную часть организации, откуда вам позвонили. Уточните, действительно ли человек служит там.
«Не осуществляйте никаких операций по движению своих денежных средств по указанию посторонних лиц. В случае сомнений необходимо прервать разговор и лично обратиться в отделение кредитной организации», – пояснили в нижегородском МВД.
Главное – оставаться бдительным. Но если всё-таки вы или ваши близкие стали жертвой мошенников, нужно как можно скорее обратиться в полицию.