В Нижнем Новгороде открылась выставка «Кремли России – взгляд художника»
Газета "Нижегородская правда" №40 от 10.07.24
Подписка на газетуТо, как наш город путают с Новгородом, а Нижегородский кремль – с новгородским, давно стало поводом для шуток. Авторы новой выставки «Кремли России – взгляд художника» надеются, что те, кто её посетит, досадных ошибок уже не допустят. Такой выставки живописи и графики, посвящённой кремлям, в России ещё не было.
Ожерелье старины
В масштабную экспозицию, которая открылась в Зачатьевской башне Нижегородского кремля, вошли шедевры из музея-заповедника «Александровская слобода» Владимирской области, Астраханского, Верхотурского, Новгородского, Псковского, Ростово‑Ярославского, Рязанского, Смоленского, Тобольского, Угличского музеев‑заповедников, а также Зарайского, Коломенского и Казанского кремлей. Также здесь представлены картины из Национального музея Республики Татарстан, Тульского музейного объединения и «Музея Москвы».
«Мы смогли на этой выставке объединить все российские кремли – от самого южного, астраханского, до казанского, который начал свою жизнь как булгарская крепость. Новгород, Псков – северо-западные стражи земли русской. А потом каменный пояс, как я его называю, вокруг Москвы: Смоленск, Коломна. А далеко на севере – Тобольский кремль, единственный каменный кремль за Уралом, и Верхотурский – единственный каменный кремль на Урале! И, конечно, северо-восточные кремли, в том числе и наш, Нижегородский, который под своей крышей сумел объединить все эти кремли», – рассказал директор Нижегородского историко-архитектурного музея-заповедника Юрий Филиппов.
Вдохновившие художников
В итоге на двух этажах башни расположилось более 70 произведений живописи и графики, которые рассказывают историю всех российских кремлей. Среди них – вид Астраханского кремля кисти Константина Маковского, Коломенский кремль в изображении Аполлинария Васнецова и работы Василия Верещагина.
А рядом – редкий архитектурный пейзаж Архипа Куинджи с видом Московского Кремля начала ХХ века из собрания Русского музея.
«Идею выставки прошлым летом привёз после проекта «Музейные маршруты» наш директор. Существует содружество «Кремли России», и наша выставка стала большим совместным проектом», – рассказала его автор, старший научный сотрудник музея Елена Макарова.
По её словам, сегодня в России осталось всего восемь более или менее цельных кремлей и несколько северных крепостей.
«Учёные до сих пор не сошлись в чётком определении кремля. Если просто, то кремль охватывает гораздо большую территорию, чем крепость. И если крепость строится для обороны и сосредотачивает в себе только военную функцию, то кремль – это ещё и сердце города, ядро, от которого идёт его развитие, сосредотачивается административная, духовная и культурная жизнь. Яркий тому пример – Московский и Нижегородский кремли. Но в то же время все они защищали границы русского государства. Неудивительно, что они часто становились героями полотен художников», – объяснила автор выставки и призналась, что для неё все кремли прекрасны.
Твой дом – твоя крепость
Работая над выставкой, создатели проекта проследили целый пласт картин, посвящённых кремлям, – от середины XIX века до современных художников.
«Каждый музей представил около пяти работ, и вы можете все их видеть и изучить. Больше всего на наш кремль похож Зарайский – такой же строгий и военный в отличие от Тульского или Коломенского», – отметила Елена Макарова.
Самая древняя картина приехала из Пскова, она датируется первой четвертью XIX века.
А самым масштабным по размеру и исторической достоверности получился Нижегородский кремль, написанный нижегородским художником Константином Ивановым, который был членом Союза художников и долгое время работал главным художником в Горьковском театре драмы. Эту работу зрители увидят впервые.
Экспозиция построена по географическому принципу.
«Если на первом этаже у нас представлены кремли, окружающие Москву, – Коломна, Зарайск, Рязань, Александров, Углич и Ростов, то на втором – Нижний Новгород, Казань, Астрахань, Великий Новгород, Псков, Тула и Смоленск – крепости юго-западной границы. А также Тобольск и Верхотурье – самые поздние с точки зрения возникновения кремли. Их строили уже не столько как оборонные сооружения, а как символ власти, перестраивая деревянные крепости в каменные», – объяснила искусствовед.
Специально для посетителей каждое полотно снабдили рисунком, на котором историки отметили присущие только этому кремлю элементы, являющиеся характеристикой времени его постройки. Изучив все эти детали, уже точно не спутаешь один кремль с другим. Хотя, конечно, есть у них и общие черты.
«Часто в кремлях много итальянских деталей – это «ласточкины хвосты», белокаменные полувалы, машикули, – рассказывает Елена Макарова. – Смоленская крепость, к примеру, строилась позднее, чем все остальные, и этот кремль с точки зрения архитектуры более украшенный. Там бойницы забраны в специальные наличники. Всё это мы отметили на рисунках, сопровождающих картины».
Выставку поддерживает интересная образовательная программа.
«До конца августа каждые выходные на территории кремля будет проходить фестиваль «Кремли России», на котором мы будем выступать локомотивом в продвижении кремлей как символов России», – рассказал заведующий музеем «Нижегородский кремль» Степан Петушин.
Программу фестиваля можно уточнить на сайте Нижегородского историко-архитектурного музея-заповедника.
Выставка будет работать до 5 ноября.
6+