Все свои: один день в гостях у многодетной семьи, принявшей пятерых детей из Донбасса
Газета "Нижегородская правда" №59 от 05.10.2022
Подписка на газетуКогда большая семья Ливадоновых, в которой уже было 16 детей, взяла ещё пятерых братьев и сестёр из Донецка, у многих это вызвало огромное удивление и восхищение. Как справиться с таким количеством ребятни, да ещё такой разной? Чтобы выяснить это, мы отправились к ним в гости.
Мамино тепло
В большой 50‑метровой кухне-гостиной – белые диваны, огромные коты-мейнкуны, очаровательный пекинес, пышные зелёные растения и много детей. У плиты хлопочет 17‑летний Олег – первый приёмный ребёнок, которого выходили в годовалом возрасте с целым букетом болезней. В семье тогда уже было четверо своих детей. Сейчас Олег следит за ребятнёй, пока мама оформляет бумаги на новых детей, а папа занимается строительством дома.
«Когда один ребёнок устраивается в семью, бумаг много, а когда их пять – в пять раз больше, – поясняет Веда. – К тому же два моих старших ребёнка ложатся на операцию на суставах – осложнение после ковида, тоже надо решать со справками».
Вот и сейчас Веда только что приехала с очередного «бумажного» дела, и соскучившиеся малыши сразу её облепили.
«Мамуль, сделать кофе?»
«Мама, твой телефон надо на зарядку?»
«Мама, почему нас покататься на машине не взяла?»
«Мама, сиамка рычит!»
Каждому хочется свою частицу внимания и маминого тепла. Веда обстоятельно отвечает всем.
Новенькие – три сёстренки погодки от 9 до 11 лет и 14‑летние братья-двойняшки. Одна из сестрёнок, Наташа, обнимает маму и что-то шепчет на ушко.
«Мальчишки, когда им что-то нужно, весь эфир занимают, а Наташенька тихая, аленький цветочек, она шепоточком, поэтому у нас секретики», – с улыбкой извиняется Веда.
Семья как осьминог
Из «старожилов» здесь двое – ровесница сестрёнок Юна и 4‑летний Кирюша. Большинство детей на отдыхе по путёвкам, выданным в региональном министерстве социальной политики.
«Ребята уже ассимилируются, – рассказывает Веда. – Им очень долго была нужна мама, и когда я появилась, всё быстро срослось. Они жили в разных реабилитационных центрах, были разъединены, но они друг друга помнили, любили и скучали. Конечно, у них педагогическая запущенность, есть проблемы с центральной нервной системой. Мальчики-ёжики, но в самых неожиданных местах проявляют сообразительность и упорство. Сами, без просьб, убирают, пылесосят, моют тарелки, картошку чистят. Теперь детей должны посмотреть психологи, решить вопрос с учёбой – скорее всего, это будет индивидуальное обучение».
На кухне 16‑литровые кастрюли. Но готовка – отнюдь не самое сложное в такой большой семье: надо решать множество вопросов со школой, детским садом, строительством дома.
«Это не трудно, просто очень бодрый ритм жизни. Сейчас спать 8 часов для меня роскошество, но это временно – всё наладится и будет чётко работать. Многодетная семья, если в ней всё выверено и люди давно вместе, напоминает осьминога: есть голова и есть некоторое количество ног, которые помогают. Мы целый организм, экосистема».
Просто будь с человеком
Склонность к педагогике у Веды наследственная. Бабушка работала в детском доме, мама была педагогом у самых трудных подростков. Именно она помогала Веде с первыми приёмными детьми.
«Мои корни идут от плеяды священников, у которых был сиротский приют, церковно-приходская школа, – рассказывает Веда. – В советское время из священников получились хорошие педагоги, и их дети тоже становились педагогами. Ведой меня назвал папа. Он окончил консерваторию, был хорошим скрипачом, ему прочили великое будущее, но его унесло в педагогику. Ещё он увлекался историей, восточными культурами, а веды – книги мудрости. Так что я – книга мудрости».
Скоро семья переезжает в собственный построенный дом. На 700 квадратных метрах детям будет простор для развития – предусмотрены даже танцклассы и сцена: в семье много танцоров и чтецов.
Как говорит Веда, воспитание – это совместная деятельность: вместе приготовить покушать, вместе кино посмотреть, вместе в деревне пожить.
«Процесс воспитания не очень книжный – просто будь с человеком. Будь с человеком честным», – считает она.
Путь адаптации детей в семье она проходила уже много раз.
«Почему именно «счастливую пятёрку» решила взять? – на секунду задумывается многодетная мама. – Потому что никто больше не возьмёт столько детишек в самом трудном возрасте. Терпение надо размером со слона. Сначала они покажут всё лучшее, на что способны. Потом всё худшее, на что способны, но это надо просто пережить. А потом увидим настоящих детей. Милых, светлых, удивительных».