Вспоминаем историю реставрации Нижегородского кремля
Газета "Нижегородская правда" №55 от 18.09.24
Подписка на газетуВ эти осенние дни 1949 года открывалась новая глава в истории Нижнего Новгорода – начиналась реставрация древнего кремля. Работы будут продолжаться несколько десятилетий, а тогда специалистам предстояло лишь подступить к ним, исследовать и воссоздать небольшой фрагмент. И сразу были сделаны интересные открытия.
Поднять из руин
Построенный в начале XVI века Нижегородский кремль за несколько столетий пришёл в упадок. Местами просто лежал в руинах. Из 13 башен две были утрачены. У Ивановской в 1946 году рухнули своды внутренней части проезда и арка.
«Деформация многих сохранившихся участков была настолько сильна, что угрожала дальнейшему существованию памятника, требуя безотлагательных восстановительных работ», – рассказывают в Государственной архивной службе Нижегородской области.
В январе 1949 года вышло постановление Совета Министров СССР, а затем распоряжение Совета Министров РСФСР о реставрации кремля в Горьком.
Осенью за работу взялись специалисты республиканской мастерской по реставрации и восстановлению памятников архитектуры под руководством Игнатия Трофимова. В качестве опытного участка они наметили отрезок стены длиной в 25 метров между Георгиевской и Пороховой башнями. Требовались данные для подготовки проекта реставрации сооружения в целом.
Загадки прошлого
Участок восстановили в том виде, какой он имел в XVI – XVII столетиях, и при этом, как рассказал «Горьковской коммуне» член учёного совета по реставрации кремля Игорь Кирьянов, получили материал как имеющий значение для будущих работ, так и проливающий свет на историю сооружения.
Первую попытку строительства кремля в Нижнем Новгороде предпринял великий князь Дмитрий Константинович в 1372 – 1374 годах.
«До сих пор ошибочно считалось, что постройка Дмитрия Константиновича ограничивалась одной башней – Дмитриевской», – рассказал Игорь Кирьянов.
Однако во время работ, по его словам, выяснилось, что кремлёвская стена XVI века выстроена на мощном белокаменном основании XIV столетия, покрывая его словно футляром.
Отбили образцы раствора, и оказалось, что использованный здесь известковый туф встречается лишь по Каме, в Ижевском устье, и выше Казани, а на территории области и по Оке в количествах, возможных для добычи, его нет.
«Это обстоятельство представляет значительный интерес для исторической науки вообще и для истории волжского судоходства в частности», – заключил член учёного совета.
Предположили: остатки белокаменного Нижегородского кремля XIV века были использованы строителями через 200 лет, стали частью сооружения. Однако, как писал Игорь Кирьянов в книге «Нижегородский кремль» уже в 1968 году, в дальнейшем версия не подтвердилась.
«Поэтому вопрос о Нижегородском белокаменном кремле XIV столетия остался совершенно неизученным», – сообщил историк.
Из всех стволов!
Уже в начале исследования специалистов удивило, насколько эффективно была организована огневая система Нижегородского кремля. Скошенные под разным углом малые бойницы в теле зубцов, через четыре в пятом, бойницы башен создавали систему с максимальной плотностью огня, не оставляя ни одного непростреливаемого участка. Выяснив закономерности, учёные установили положение бойницы в одном из семи реставрированных зубцов. Где располагались бойницы, также было важно понять, потому что на ряде участков они отсутствовали. В прошлом вообще произошло много искажений первоначального облика кремля. Так, в конце XVIII века при наместнике Ребиндере в башнях заделали бойницы, пробили новые окна, зубцы стен укоротили, сняли тесовые крыши, разобрали Борисоглебскую и Зачатьевскую башни. Из-за того что прясла не перекрыли, кирпичная кладка стала разрушаться.
У специалистов вообще возникло немало претензий к проведённым тогда работам. Игорь Кирьянов рассказал в «Горьковской коммуне», что разрушения произошли в основном «на местах починок XVIII – XIX веков – отваливаются плохо сделанные заплатки», а по поводу зубцов на уже отреставрированном участке сообщил, что они теперь «гордо возвышаются над своими собратьями, изуродованными «великой починкой» немца Ребиндера». К слову, было установлено: первоначально прямоугольные зубцы Нижегородского кремля были высотой 221 см.
С 1951 года научным руководителем и автором проекта реставрации кремля стал архитектор Святослав Агафонов. Возрождению уникального сооружения он посвятил всю свою жизнь.
«Отец много работал в архивах. Трудность заключалась в почти полном отсутствии изображений старинного кремля», – рассказывала «Нижегородской правде» в 2008 году дочь архитектора Ирина Агафонова.
Под руководством Святослава Агафонова были отреставрированы около 2000 метров кремлёвской стены, башни, Борисоглебская – воссоздана. Ещё одну, Зачатьевскую, возвели в 2011 – 2012 годах.
Возрождённый кремль стал одним из главных символов Нижегородской земли.