Вспоминая о будущем: почему не все нижегородские традиции нам сегодня нужны
Газета "Новое дело" №32 от 19.08.2021
Подписка на газетуУважаемые читатели, я не совсем коренной нижегородец. Мои корни далеко отсюда – это казачьи земли Северного Кавказа и Сибирь, откуда родом мои родители. Когда-то в далёкие 50‑е годы судьба свела их в городе Омске, где они учились. А в Горьком они оказались в общем-то случайно, когда отец уже офицером проходил здесь службу в танковом полку. Но я здесь родился, вместе с родителями вернулся в город, когда закончилась служба отца, здесь получил образование и работаю больше 30 лет. Поэтому Нижний – это мой город, и я хочу поделиться некоторыми мыслями о его исторической судьбе и перспективах…
Конечно же, 800-летие Нижнего Новгорода – это замечательная дата, которая свидетельствует о древности нашего города, о его большом историческом пути. И здесь, конечно же, есть чем гордиться – в нашей стране не так много городов, имеющих историю, начатую ещё в древней, домонгольской Руси. Тем не менее эта дата должна нас всех заставить задуматься о будущем Нижнего Новгорода, особенно в контексте прошлого…
На руинах былого величия
О чём идёт речь? К большому сожалению, очень многие древнерусские города – кто ровесник Нижнему, а кто и постарше будет – сегодня представляют собой довольно неприглядное зрелище, став, по сути, эдакими музеями под открытым небом, интересными разве что туристам. То есть прошлое фактически затмило в них современную жизнь, что вызвало самые разные негативные последствия – от превращения этих городов, по сути, в большие деревни до резкого сокращения трудоспособного населения…
А ведь когда-то эти города не просто процветали, но и бросали вызов самой Москве! Например, в XIV столетии Тверь была самым сильным конкурентом Московской земли в деле объединения древнерусских княжеств, торговый Новгород Великий вообще считался самым богатым и многолюдным городом древних русичей, Рязань являлась столицей процветавшего самостоятельного государства, а Владимир долго был самым главным городом всего русского северо-востока, откуда, собственно, и пошла Россия… А потом пришёл упадок!
Началось это, когда образовалось единое русское централизованное государство и страна приступила к строительству Российской империи. Главным человеческим ресурсом для её строительства как раз послужили коренные земли древней Руси, откуда самые воинственные, деловые и энергичные люди уходили осваивать имперские окраины. А те пассионарии, что оставались, также не хотели мириться со своей провинциальностью – эту категорию притягивали к себе обе наши столицы, Москва и Санкт-Петербург, благо расстояние до них было не очень большим.
В итоге древние русские города – те же Рязань, Тверь, Великий Новгород – приходили в фактическое запустение, превращаясь в довольно глухую и малопривлекательную провинцию. Та же участь ждала и Нижний Новгород, который также хирел от столетия к столетию.
XVIII веке дело даже дошло до того, что ему отказали в губернском статусе и сделали уездным центром обширной Казанской губернии. Впрочем, потом положение исправили, губернский статус вернули, но всё же никаких нормальных перспектив у города точно не было – и его явно ждала судьба той же Рязани или Твери… Что же сделало нас счастливым исключением и оставило в числе самых главных русских городов? Это, говоря современным языком, мощные национальные проекты.
Спасибо царям и генеральным секретарям
Во времена Российской империи таковым стал проект Нижегородской ярмарки. В 1816 году царь Александр Первый, который задумал упорядочить внутреннюю и международную торговлю на Волге, сведя её в единый центр, повелел сделать это в Нижнем Новгороде.
Понимая важность постройки нового российского экономического центра, император даже отложил перестройку Зимнего дворца, направив выделенные для этого деньги именно на постройку ярмарки – всего на постройку гостиного двора было ассигновано из казны 6 миллионов рублей. Строительство возглавил лично председатель столичного Комитета строений генерал-лейтенант Августин Бетанкур, который за несколько лет возвёл огромный ярмарочный комплекс.
В итоге Нижний на многие годы стал настоящим экономическим центром России. Ярмарка быстро приобрела международное признание – на неё стали приезжать русские торговцы, европейцы, кавказцы, выходцы из Средней Азии, Персии и Индии.
Главные статьи торговли: хлопчатобумажные изделия, чай, металлы, шерстяные и шёлковые изделия. Впрочем, здесь не только оборачивались гигантские суммы денег (на многие миллионы рублей золотом) или торговали товарами, свезёнными со всего мира, но и устанавливали мировые цены на целый ряд важнейших ресурсов – в том числе и на зерно. Не зря Нижний Новгород тогда прозвали «карманом России»!
Ярмарка дала импульс развитию и других отраслей местной экономики, прежде всего промышленного производства. И в 1848 году в Балахнинском уезде был заложен Сормовский завод, один из самых мощных в Российской империи. А в годы Первой мировой войны в городе появились предприятия, эвакуированные из Прибалтики – например, будущий
НИТЕЛ.
Именно бурное промышленное развитие и стало новым национальным проектом для нашего города, который продвигала уже советская власть. Эта власть не только сохранила промышленное наследие, оставленное от Российской империи, но и многократно приумножила его, сделав наш город одним из производственных центров Советского Союза.
Огромную роль здесь, конечно же, сыграло строительство Автозавода в начале 30‑х годов, когда был построен не просто автомобильный гигант, но и значительно, практически на треть увеличилась площадь самого города. Тогда же строятся и оборонные предприятия, вроде авиационного завода. Эти оборудованные по последнему слову науки и техники производства одновременно и создавали новые рабочие места для коренных нижегородцев, и привлекали в город лучшие инженерные умы из разных регионов Советского Союза, включая и Москву…
…Но вот наступили постсоветские времена. К большому сожалению, Нижний Новгород снова на историческом перепутье – какая судьба его ждёт? Новые модернизационные проекты, способные дать импульс развитию? Или всё же возврат к тому угасанию, который наблюдался ещё в доярмарочные времена? Этот вопрос на сегодня остаётся не просто открытым, но и злободневным.
Промышленное развитие в советском понимании по вполне объективным причинам уже выработало свой ресурс. Новых проектов для приложения усилий для активной части населения не видно. А тут ещё снова и снова сказывается фактор близости Москвы, где возможностей куда больше, чем в Нижнем (особенно с точки зрения размеров заработной платы).
Прибавьте к этому ещё и доступность столицы благодаря развитию железнодорожного транспорта (говорят, скоро до Москвы можно будет добраться за два часа)…
Словом, если дела так пойдут и дальше, мы мы быстро «догоним» Новгород Великий, где кроме туристической старины уже ничего не осталось, где трудоспособное население каждое утро осаждает электрички, отправляющиеся в Москву или в Питер, а сам город сегодня вряд ли превышает размеры нашего Арзамаса.
Вам хочется таких перспектив? Тем более с учётом всех прежних наших великих традиций? Мне лично – нет, не хочется. Думаю, как и большинству нижегородцев. Поэтому нам сегодня как воздух нужен новый прорыв, и желательно – с участием федерального центра, как это бывало и ранее! А для этого требуются очень активные усилия – и населения, и власти, и всего активного нижегородского сообщества. Наверное, как раз 800-летний юбилей является тем самым поводом, когда стоит громко и открыто поговорить об этом на самых разных уровнях. Да и не только поговорить…
Кстати, мне в этом плане нравится активная позиция губернатора области Глеба Никитина, который сегодня действительно прилагает много усилий для достижения этого самого светлого нижегородского будущего. Дай Бог, чтобы все эти усилия увенчались успехом – это будет успех не только главы области, но и всех жителей региона без исключения.
Кому место только в истории
И ещё один важный момент, на котором хотелось бы остановиться особо. В культурно-историческом плане меня иногда раздражает наше чрезмерное увлечение стариной. Порой складывается ощущение, что кроме нашей дореволюционной истории нам гордиться нечем. Помню, как одно время, в 90‑е годы, да и позднее, нам пытались навязать культ нижегородского купечества эпохи конца XIX – начала ХХ века.
По инициативе нижегородских властей в нашем городе даже появились памятники купцам Бугрову и Сироткину, которые когда-то оказывали очень большое влияние на нижегородскую власть (а Дмитрий Сироткин вообще был нижегородским градоначальником вплоть до революционных событий 1917 года). Основная идея этих памятников – показать нижегородцам, что купцы якобы были не только бизнесменами, но и благодетелями Нижегородской земли, которые очень много сделали для нашего города…
Да, когда-то купцы действительно внесли большой вклад в развитие Нижнего Новгорода. Они действительно в своё время много чего сделали для Нижнего – строили церкви и дороги, занимались меценатством и благотворительностью, развивали местную промышленность и торговлю. Однако к началу ХХ столетия это купечество полностью выродилось, превратившись из созидателей в самых настоящих паразитов и губителей страны.
Тот же градоначальник купец Сироткин получил среди нижегородцев прозвище «обер-вор» – за то, что в годы Первой мировой войны бессовестно наживался на военных заказах, занимался спекуляцией продуктами питания и вообще фактически махнул рукой на дела города – разъезжал по стране исключительно по надобностям собственных предприятий, а в городе, который на глазах приходил в упадок, бывал лишь наездами. Именно из-за таких, как Сироткин, по большому счёту, и случилась в России революция 1917 года…
Выскажусь прямо – всё, что мы сегодня имеем и чем действительно гордимся, было создано вовсе не купцами, а советской властью. Имею в виду весь без исключения промышленный и научный потенциал Нижнего Новгорода, его заводы, научно-исследовательские институты, высшие учебные заведения… Не будь Горьковского автомобильного завода, стал бы наш Нижний городом-миллиоником? Не будь мощных предприятий и институтов оборонной сферы, попал бы он в перечень ведущих регионов страны по развитию передовых технологий и идей? Не будь передовых нижегородских вузов, кому наш город был бы интересен за пределами региона и вообще России?
Думаю, что ответы на эти вопросы очевидны и лежат на поверхности. Да, мы должны помнить наше далёкое прошлое и чтить лучшие нижегородские традиции. Но при этом отдавать себе отчёт в том, что регион живёт и кормится в прямом смысле этого слова нашим промышленным и научным потенциалом, созданным в советские времена нашими отцами и дедами. И лучшей памятью об их безмерном трудовом подвиге будет приумножение и развитие той научно-промышленной основы, которую они создали. И иной базы для достойного будущего Нижнего Новгорода сегодня просто не дано…
В общем, купцы купцами, пусть их изучают историки, краеведы и культурологи. Но возводить их в некий культ, достойный подражания или основы для развития, точно не стоит. Время купцов, их традиции окончательно и бесповоротно закончились 100 лет назад. Поэтому ворошить это прошлое с целью увидеть перспективу – это значит остаться без нормальной перспективы, а если быть точнее – обречь себя на деградацию!
Лично я верю в великое будущее Нижнего Новгорода – в том числе и потому, что воля к построению такого будущего – это одна из наших замечательных традиций, доставшихся нам от наших великих предков. И нарушать эту традицию мы просто не вправе…