Выставка гитар откроется в Нижнем Новгороде ко дню рождения Владимира Высоцкого
Газета "Нижегородская правда" №4 от 24.01.24
Подписка на газетуБолее 150 инструментов разных веков, в том числе и уникальные самодельные гитары, каждая из которых создавалась специально под владельца, – все их можно будет увидеть на специальной выставке, открывшейся в зоопарке «Лимпопо». Она приурочена к дню рождения Владимира Высоцкого, которому 25 января исполнилось бы 86 лет. Самому известному барду страны посвятили особый раздел – здесь представлена знаменитая семиструнная гитара и знакомые вещи из образа Глеба Жеглова, ставшего для Высоцкого последней ролью.
Дорогие гостьи
Идею этой коллекции бывший военный, основатель и директор зоопарка, коллекционер, автор и создатель музея истории и быта Советского Союза «Назад в СССР» Владимир Герасичкин вынашивал давно. Её основой стало выкупленное им уникальное собрание иркутского коллекционера.
«Мне всегда была интересна история, ведь история – это и есть наша жизнь. На территории зоопарка уже работает несколько исторических музеев, а эта выставка – первый шаг на пути к созданию полноценного музея музыкальных инструментов, – делится Владимир Герасичкин. – Все гитары на ходу, включая раритетную семиструнную гитару XIX века «I. Ф. Мюлеръ». Но они специально расстроены, чтобы не деформировался гриф».
Среди экспонатов классические соло-гитары, ритм-гитары, акустические гитары, электрогитары, бас-гитары, гавайские электрогитары, а также такие редкие и ценящиеся у музыкантов экземпляры Graziella, JOLANA, Diamant, Tornado, Iris, Studio. Есть в коллекции и привлекающие внимание гитары с двумя грифами, в том числе и первая двухгрифовая гитара «Крунк», серийно производившаяся в СССР.
«Они выпускаются и популярны по сей день. Но для игры на таком инструменте нужен высокий уровень владения инструментом, поэтому и пользуются ими только профессиональные музыканты», – объясняет коллекционер.
Жемчужины коллекции
Очень необычно выглядят гавайские электрогитары и американские гитары.
«Первые не имеют традиционного округлого корпуса, у них вытянутая форма и непривычная для нас техника игры. Их кладут на колени на подставку, струны прижимают к грифу при помощи металлического цилиндра, а правой рукой перебирают струны. У них своеобразный музыкальный звук, скользящий», – рассказывает Герасичкин.
Что касается американских гитар, то изначально их делали рабы, которые трудились на хлопковых плантациях и изготавливали инструменты из всего, что было под рукой. Чаще всего для корпуса гитары они использовали сигарные ящики. В них проделывалась дырка, крепились струны, и получался музыкальный инструмент, который впоследствии получил название сигаробокс (Cigar box guitar).
Есть в коллекции и три уникальные самодельные гитары, сделанные в СССР. А самым необычным экспонатом стала бас-гитара в виде топора Axe Bass.
«Она была спроектирована по заказу бас-гитарста группы KISS Джина Симмонса. Её выпустила ограниченной партией в начале 80‑х фирма Cort. Отличительной особенностью является не только внешний вид в виде топора палача, но и буквы GS – автограф Джина Симмонса. Эту гитару я искал очень долго, несколько экземпляров есть только в частных коллекциях, а теперь и у нас в музее. Ещё одна жемчужина коллекции – гитара Fender Stratocaster. На такой играл Джими Хендрикс. Также у нас представлены единственная в стране болгарская ритм-гитара «Орфей» и бас-гитара «Аккорд-виолин» – в России таких только три», – делится коллекционер.
Вспоминая поэта
Большой раздел экспозиции выставки посвящён Владимиру Высоцкому. Главный экспонат – копия семиструнной гитары, на которой он играл. Бывший владелец не раскрыл тайну её изготовления, рассказав лишь, что гитара досталась ему по наследству. Для поклонников Владимира Семёновича такой экземпляр очень значим.
«Высоцкий – это моя молодость, в 70 – 80‑е он был для нас кумиром. Любая его пластинка становилась событием, за его записями гонялись – всегда выстраивалась очередь. Выступая наряду с другими артистами, с тем же Булатом Окуджавой, Высоцкий был более современным, более новаторским. И актёром он был очень ярким», – считает Герасичкин.
На выставке также можно увидеть ставшие символом Высоцкого кожаное пальто и шляпу – в таких он играл Глеба Жеглова в легендарном фильме «Место встречи изменить нельзя».
«Плащ такого покроя мы долго искали – изучали кадры из фильма. Обратите внимание, что на экране Владимир Высоцкий появился в потёртом пальто, которое перед съёмками искусственно состаривали. Именно такое, точную копию 40 – 50‑х годов, мы и нашли. А дополнила экспозицию велюровая шляпа 50‑х годов», – поделился коллекционер.
Также в экспозицию вошло много фотографий, в том числе и из фильмов, в которых Высоцкий снимался и которые до сих пор с удовольствием смотрят зрители.