Взрывная волна: вспоминаем подробности страшной трагедии в Арзамасе 35 лет назад
Газета "Нижегородская правда" №34 от 14.06.23
Подписка на газетуВ эти июньские дни 35 лет назад Арзамас стал особой точкой на карте страны: после страшного взрыва на железной дороге, принесшего большие разрушения, в город ехали врачи, строители, со всего Союза летели письма со словами поддержки, посылки, денежные переводы. Люди сдавали кровь для раненых. Помогали чем только могли. Делали всё возможное и невозможное, потому что по-другому в те дни было просто нельзя. Помогала и наша газета.
«От напряжения падали в обморок…»
Эту дату в Арзамасе знают все: 4 июня 1988 года, 9 часов 32 минуты. В это мгновение солнечное субботнее утро разорвал страшный грохот. В радиусе более двух километров от железной дороги разрушило и повредило всё, что было на пути взрывной волны. На расстоянии нескольких сотен метров просто ничего не осталось.
«При входе железнодорожного грузового поезда на станцию Арзамас‑I в составе произошёл взрыв», – сообщила «Горьковская правда» на следующий день. Это была маленькая заметка под заголовком «Информация». Но уже в последующие дни репортажи пошли из номера в номер.
Стало известно, что в составе поезда, следовавшего из Дзержинска в Казахстан, едва он прошёл переезд и приближался к вокзалу, взорвались три вагона с промышленной взрывчаткой. Железнодорожное полотно, вокзал, более 950 домов, 49 детских садов, 14 школ, 69 магазинов, 12 предприятий, две больницы, линии электроперадачи, газо- и водопровод – список разрушений разной степени оказался страшным. Но гораздо страшнее было на месте…
Больницы были переполнены ранеными. Врачи, медсёстры, отменив свои выходные, отпуска, работали без отдыха. Пришли на помощь медики, уже бывшие на пенсии. «Горьковская правда» рассказала о врачах из Лыскова, Балахны, которые были в Арзамасе в гостях, но сразу же предложили свою помощь и больше суток не выходили из больницы.
«От перенапряжения некоторые медики падали в обморок, а придя в себя, не уходили отдыхать, а продолжали работать», – писала газета.
Приехали врачи из Горького, Москвы. «В адрес Минздрава приходят письма из самых разных городов Союза от врачей, которые готовы во время своих отпусков оказать помощь арзамасцам», – продолжала «ГП».
Всего было ранено более 740 человек. В списке погибших оказалась 91 фамилия.
Заново отстроить
Между тем сотни людей работали на месте катастрофы – милиционеры, военные, пожарные, железнодорожники, строители, газовики, электрики, добровольцы из местных жителей.
Предстояло разобрать огромные завалы. Газета рассказала, что только при расчистке вокзала было вручную загружено 210 большегрузных самосвалов.
Жара при этом стояла ужасная – 30 градусов. И было тяжело психологически. «Приходят сюда и бывшие жители, – писала наша газета. – В их глазах нет слёз – выплаканы в первый день, нет истерики – ничего уже не вернуть. И только по лицам можно было понять, какую трагедию пережили эти люди».
Тех, кто потерял жильё, поселили в гостинице, общежитиях. Повреждённые дома надо было как можно скорее ремонтировать, вместо разрушенного жилья строить новое. Только из Горького сразу приехали 780 человек. Дзержинск, Кстово, Бор – большинство районных центров области, как рассказывала «ГП», прислали на восстановительные работы свои лучшие строительные бригады.
Уже через две недели комиссия приняла 51 отремонтированный дом, ещё 134 подготовили к сдаче. Председатель облисполкома Александр Соколов сообщил «ГП», что возводятся новые индивидуальные дома, строятся 688 квартир в микрорайоне номер 11.
Словом и делом
В помощь Арзамасу открыли специальный счёт. Деньги на него поступали со всей страны. Работники предприятий перечисляли свой дневной заработок. Гонорар с одного номера отдала и «Горьковская правда».
Простые люди перечисляли и свои сбережения в 1000 рублей и больше, а это были немалые деньги, и просто кто сколько мог. «ГП» написала о шестикласснице из Арзамаса Лене Кирсановой, передавшей всё, что у неё было, – 5 рублей.
Неравнодушные люди приносили для пострадавших одежду, посуду и другие вещи. Письма и посылки шли в Арзамас отовсюду. «Дорогие, милые подруги и друзья, – цитировала «ГП» письмо от пенсионерки из Подольска. – Я очень переживаю и скорблю вместе с вами. Прочитала в газете о вашей беде и не могла удержаться от рыданий. Говорю дочери: соберём посылку».
Простые люди присылали одежду, игрушки и многое другое. К слову, газета сообщила, что катастрофа лишила отца или матери 36 детей, семеро остались круглыми сиротами.
После взрыва шло долгое расследование. Рассматривались разные версии: нарушение правил погрузки и перевозки взрывчатых веществ, самовозгорание. Не исключали диверсию. Но окончательно причина взрыва так и не была названа…
На месте катастрофы построили часовню и мемориал. На нём выбиты фамилии погибших. Каждый год сюда приходят местные жители. Арзамас помнит.