Забыть о пробках: что принесла нижегородцам долгожданная развязка на Циолковского
Газета "Новое дело" №22 от 09.06.2022
Подписка на газетуТо, чего сормовичи ждали более 20 лет, наконец, случилось – 3 июня была торжественно открыта развязка на улице Циолковского. Теперь нижегородцам и жителям районных центров балахнинского направления не придётся застревать в многокилометровых пробках на железнодорожных переездах, проклиная бесконечно идущие электрички и торговые составы. Журналисты «Нового дела» прокатились по новой развязке, чтобы на собственном опыте проверить её удобство.
Опять по шпалам
Две полосы в одну сторону и две – в другую: машины быстро снуют по новенькому виадуку туда и обратно. В окнах автомобиля мелькают жилые дома, а снизу, под путепроводом, слышен мерный стук поезда: очередной состав несётся по рельсам. От пересечения бульвара Юбилейного с улицей Циолковского до Светлоярского озера путь теперь занимает меньше 10 минут. Раньше эти три с небольшим километра казались местным жителям бесконечностью.
«В часы пик, как назло, пускали электрички и товарняки, – рассказывает жительница 7‑го микрорайона Вера Липатова. – Из-за этого до 10 часов утра и с 5 до 8 часов вечера пробки здесь просто не рассасывались. На работу в верхнюю часть города выезжаешь с запасом в два с половиной часа. Если кто-то в полосе ещё сломался – автобус или чья-то машина, то легче уже идти пешком – просто не доедешь».
Одни жители района за эти годы освоили электрички, другим приходилось добираться с несколькими пересадками, преодолевая часть пути на своих двоих.
Массовая застройка этой части Сормовского района за железнодорожной линией велась в 70‑е годы. Тогда никто и предположить не мог, что к нулевым несколько многоэтажек разрастутся в три больших микрорайона, где поселятся десятки тысяч нижегородцев. Сейчас это отдельный мир со своими больницами, торговыми центрами, кафе, школами и детскими садами. Отдельный в прямом смысле – долгое время он был отрезан от всего остального города сразу тремя железнодорожными переездами – в Починках, на улицах Федосеенко и Циолковского.
Ещё 10 лет назад проблему пытались решить согласованием расписания поездов с Горьковской железной дорогой, чтобы разгрузить часы пик и сместить график преимущественно на ночное время. Но это мало помогло – настоящий действенный рецепт от «отрезанности» от города знал каждый местный житель. Планы по строительству виадука витали в воздухе ещё в советское время. Путепровод даже над одним из переездов позволил бы сормовичам, жителям Балахны и Заволжья легко объезжать вечно загруженный переезд.
К этой идее возвращалось каждое новое руководство города и области. Однако большая стройка упиралась в средства – найти такие деньги было невозможно. И только к 2020 году задача финансирования была решена.
Мост сдал – мост принял
Строительство масштабной транспортной развязки началось летом прошлого года. Объект удалось построить в рекордно короткие сроки – за 21 месяц. А 3 июня старт движению по новому путепроводу дали заместитель председателя правительства России Дмитрий Чернышенко, губернатор области Глеб Никитин и полпред президента в ПФО Игорь Комаров.
«Мы осознанно пошли на этот амбициозный проект, понимая, что он не будет реализован ко времени празднования 800-летия города, но, тем не менее, он являлся очень знаковым как для Сормовского района Нижнего Новгорода, так и для ещё четырёх районов области, связывающих более 150 тысяч жителей», – уточнил Дмитрий Чернышенко.
Протяжённость развязки составила 1,5 км, включая четырёхполосный путепровод-виадук длиной 660 метров. А общая стоимость строительства составила более 5 миллиардов рублей. 2,8 миллиарда были федеральные средства, а ещё около 2 миллиардов изыскал областной бюджет.
«Развязка на Циолковского стала одним из важнейших проектов направления «Среда 800» инфраструктурной программы «Город 800», – пояснил глава региона. – Потребность в таком объекте существовала давно, но юбилей Нижнего Новгорода стал хорошим поводом, чтобы в максимально сжатые сроки построить её. Огромную поддержку нам оказало федеральное правительство».
По словам губернатора, сейчас пропускная способность транспортной развязки оценивается в 80 тысяч автомобилей в сутки. До начала строительства здесь проезжало около 50 тысяч машин.
Справедливости ради надо отметить, что проблему пробок виадук хоть и облегчил, но окончательно не искоренил. Спустившись с путепровода, масса автомобилей встаёт в узкое «бутылочное горлышко» у Светлоярского озера в одну полосу. Сужение дороги, работа светофоров – автомобилисты охотно перечисляют причины заторов. Знают их и в городской администрации.
«Эта ситуация прогнозируемая, – признались в администрации Нижнего Новгорода. – В настоящее время разработан проект уширения улицы Светлоярской, работы запланированы на 2023 год. Дополнительно даны поручения МБУ «СМЭУ» и МКУ «ЦОДД» о проведении проверки по режимам работы светофорных объектов. В настоящее время проводится мониторинг потоков движения транспорта».
А значит, вскоре пробки в сормовском направлении окончательно станут историей.
Ранее сайт Pravda-nn.ru cообщал, что в Нижегородской области создадут единую платформу управления транспортом.