Зачем Запад шантажирует Россию дефолтом
Газета "Новое дело" №25 от 30.06.2022
Подписка на газетуРоссии вот уже в который раз пригрозили дефолтом и его последствиями. Об этом написали ряд западных СМИ и международных рейтинговых агентств. В частности, рейтинговое агентство Moody’s опубликовало на днях следующее сообщение: «27 июня выплаты по двум купонам российских евробондов не дошли до держателей облигаций в течение льготного периода, что, согласно нашему определению, представляет собой дефолт».
Напомним, что дефолт – это неспособность страны обслуживать свои внешние долговые обязательства, то есть выплачивать по ним проценты и гасить сумму долга в соответствии с теми соглашениями и условиями, на которых этот долг был сделан. В России, с точки зрения нормальной экономики, полностью отсутствуют даже предпосылки к дефолту – наш Минфин на протяжении многих лет соблюдает жёсткую финансовую дисциплину, внешние обязательства страны составляют всего лишь 20% в отношении отечественного ВВП, что является просто отличным показателем…
Вся проблема упирается в политику. С конца февраля, то есть после начала проведения специальной военной операции на Украине, западные страны заблокировали российские финансовые резервы, находившиеся на счетах иностранных банков – всего около 300 миллиардов долларов. Мало того, с этих счетов запрещено брать средства для погашения любых внешних долгов нашего государства.
А недавно Госдеп США прямо указал на то, что целью этих санкций является подрыв экономической устойчивости России – по мнению заокеанских стратегов, наша страна теперь должна либо начать платить по своим долгам из тех валютных запасов, какие остались в нашем распоряжении (в том числе и в ущерб закупке важной для жизни импортной продукции, вроде лекарств или промышленных товаров), либо объявлять дефолт по своим обязательствам (а это уже удар по престижу страны на рынке любых внешних инвестиций).
Однако Россия сдаваться явно не собирается. Российское Министерство финансов уже предупредило западников, что, если доступа к наших зарубежным валютным счетам по-прежнему не будет, то российский государственный долг станет обслуживаться в рублях: хотите вернуть вложения, берите рубли, не хотите – это уже ваши проблемы.
Исключение составляют только те наши обязательства, которые мы обязаны гасить в иностранной валюте. Как раз об этих евробондах размером в 100 миллионов долларов, упомянутых Moody’s, и идёт речь. Наше руководство погасило их досрочно, ещё в конце мая. Однако, как сегодня выясняется, эти деньги до иностранных держателей ценных бумаг так и не дошли! А поскольку 27 июня наступал крайний срок их погашения, западники и подняли шум о якобы «российском дефолте»…
Это говорит о том, что Запад готов и дальше интриговать вокруг российских долговых обязательств, потому что майская проводка не прошла исключительно по вине западных финансовых структур. Очевидны и цели такого рода провокаций – кроме подрыва престижа российской экономики явное намерение на законных основаниях, как бы в счёт погашения долгов, начать захват весьма немалого российского государственного имущества, находящегося за рубежом, о чём уже не раз мечтательно говорили многие западные политики.
Не исключено, что наши «партнёры» позарились и на деньги, которые Россия сегодня выручает от продажи газа и нефти в Европу. Как пишет по этому поводу одно центральное СМИ, «на иностранных счетах «Газпромбанка» находится около $100 млрд, плюс примерно аналогичная сумма в совокупности у иных компаний. Сейчас все эти денежки под предлогом «дефолта» могут «арестовать». То есть снова украсть». Посмотрим, как у них это получится…
Что касается наших рядовых граждан, то, как говорят сами западники, даже формальное объявление дефолта никак не скажется на жизни страны – потому что сегодня российская экономика фактически находится в международной изоляции и на неё практически никак не влияют любые колебания финансового рынка, и не только финансового.
Неприятности теоретически могут возникнуть только у тех наших граждан, которые либо ведут бизнес за границей, либо во время пребывания за рубежом пользуются безналичными расчётами. Например, западники могут объявить, что в результате «дефолта» международный курс рубля якобы не соответствует тому, о котором заявляет российская сторона – мол, он куда ниже – не 50 рублей за доллар, как сегодня, а, допустим, 80 – 100 рублей. По такому назначенному курсу и станут назначать любые переводы и расчёты россиян в ущерб их кошельку…
…Впрочем, есть надежда, что до такого не дойдёт. Потому что важнейшим условиям любого дефолта является то обстоятельство, что страна-должник должна сама объявить о своей неспособности платить по долгам. Министр финансов России Антон Силуанов ещё в апреле заявил о том, что Россия готова идти в этом вопросе до конца, вплоть до судебных процессов – но ни при каких случаях объявлять о своём дефолте точно не станет! А ряд специалистов вообще предлагает наложить мораторий на любую выплату внешних долгов, пока Запад не разблокирует все наши замороженные в марте резервы. В общем, борьба вокруг наших долговых обязательств только разворачивается, и носить она будет ещё долгий и ожесточённый характер…
Напомним, 24 февраля президент России Владимир Путин обратился к россиянам и объявил о начале специальной операции в Донбассе. В ответ страны Запада и США объявили о санкциях и разрыве дипломатических отношений. Под санкции попали ведущие банки, финансовые институты, секторы российской промышленности, а также политики, депутаты и представители элит.
Ранее сайт Pravda-nn.ru разбирался, зачем России грозят ядерной войной.