Журналист Юрий Козонин выпустил книгу «Магический круг Модильяни» об известных горьковских чемпионах
Газета "Нижегородский спорт" №5 от 10.02.2021
Подписка на газетуПеред вами обещанный в прошлом номере рассказ о новой книге Юрия Козонина «Магический круг Модильяни» – она увидела свет в январе. Это увлекательное повествование о нижегородцах – спортивных героях советского времени и просто больших тружениках. Ценные исторические зарисовки. Забавные житейские истории. Констатация «безумия обыденности»…
Пленительный лёд
Описывать любой труд первого моего учителя в журналистике – это сверхтруд. Козонина нужно читать. С ясной головой и полной концентрацией внимания. Чтение не только для души, но и для интеллекта. Работай, мысль, цени и наслаждайся хитросплетениями авторской мысли. Восхищайся безграничностью литературной эрудиции человека, который, кажется, проштудировал миллион книг. Разбирай эффектность и эффективность языковых конструкций. Эх, ограниченный тираж – желаний книголюбов страж… Уверен: многие хотели бы окунуться в неповторимую атмосферу творчества Юрия Викторовича. Да немногие смогут. 500 экземпляров – цифра угнетающе малая.
Точно таким же был тираж предыдущего произведения Юрия Козонина – «Фрески памяти» (год издания – 2019). Мы не публиковали отрывки оттуда. А нынче подумалось: если автор позволит, почему бы и нет? Неделю назад я уже приводил фрагменты из главы, посвящённой великому хоккеисту Александру Скворцову. А ещё среди героев «Магического круга…» – Виктор Коноваленко, Владимир Ковин, Юрий Фёдоров, Михаил Варнаков. Пятерым прославленным хоккеистам посвящена часть вторая – «Хранители чистого дыхания игры».
Первая часть – «Пленительный лёд» – про «Торпедо» 1961 года. Про серебряную песню чемпионата СССР и про замечательных её исполнителей. От первого лица говорят двое из солистов торпедовского ансамбля – Виктор Коноваленко, Валерий Кормаков. «Никого из бойцов той славной гвардии на земле не осталось. Ушли, оставив на льду и в сердцах наших немеркнущий вечный свет», – Юрий Викторович грустит и верует в их бессмертие.
Хоккей с шайбой, тот, из шестидесятых, для него «простой и великий», «добрый покоритель народной души». Так же можно сказать про хоккей с мячом, но тоже не нынешнего разлива. «Грустные мизансцены современной жизни русского хоккея, хотя и сохраняющего вид на олимпийское жительство и представленного даже на Всемирной зимней Универсиаде в Красноярске, – это и моя личная боль», – признаётся Козонин. Красноречиво само название третьей части – «Русская удаль и наша печаль», с подзаголовком «Пространство и прострация». Однако на бедах бенди останавливаться здесь не буду. А вот о том, что эти страницы наполнены теплотой к звёздам «Старта», включая патриарха Юрия Фокина и месяц назад ушедшего из жизни Александра Рычагова, умолчать не могу. Также в этой части нашлось место хоккею на траве: героиней стала бронзовый призёр Олимпиады-80 и мирового чемпионата-81 Надежда Филиппова.
«Три светлых повести»
Часть четвёртая («Эх, играй, приплясывай – до поры бесклассовый!») – о футболе. Опять же не о сегодняшнем, который безнадёжно испорчен всепоглощающим прагматизмом. Всеволод Бобров, Лев Яшин, Виктор Понедельник, Анзор Кавазашвили – вот кто среди персонажей новелл. Есть уникальные снимки с товарищеского матча горьковских и московских ветеранов, который состоялся на центральном стадионе в Канавине 17 мая 1958 года и был посвящён 60-летию отечественного футбола. В составе гостей запечатлён легендарный Бобров. Эти фотографии Козонину подарил Иван Коровин – наш единственный заслуженный мастер спорта СССР по футболу. Ну и было бы странно, если бы Юрий Викторович обошёл вниманием земляков: того же Коровина, Владимира Афанасьева, Юрия Голова, Валерия Нестёркина (последние двое огорчили голами олимпийских чемпионов – Яшина и Бориса Разинского). Германа Князева, Анатолия Иконникова, Семёна Шапиро…
Пятая часть («Три звезды, три светлых повести») объединила Тамару Иоффе, Юрия Кирикова, Иосифа Соборовера. Тамара Михайловна – чудесный доктор, ей доверяли работать врачом в хоккейном клубе «Торпедо». Юрий Павлович – первый горьковский мастер спорта по баскетболу, позже – влиятельный спортивный руководитель, телекомментатор, а теперь служитель храма в деревне Сартаково. Иосиф Шульмович – непревзойдённый фотохроникёр самых разных соревнований. Почему сошлись они «на одном книжном полотне, в прекрасно-трогательном трио»? Потому что делом жизни каждого из них стало служение спорту.
Впрочем, это касается очень многих, чьи имена запечатлены в 230-страничном издании.
Магический круг людей и событий
Всего в книге семь частей. Предпоследняя, «Наедине со всеми», – «неспешный взгляд на современную спортивную конъюнктуру», «несвоевременные, немодные мысли». Вот одна из них: зачем в стране вбухиваются народные деньги в средневековую забаву британской бедноты? Сколько всего делается ради футбола, а для лёгкой атлетики – фактически ничего. Это при том, что в ней разыгрывается 47 комплектов олимпийских медалей и мы слепо поклоняемся эфемерным олимпийским идеалам, давно уже съеденным на корню хищной мамоной.
Ну и в завершение «Байки из склепа» – мозаика ретровпечатлений. Наброски о событиях (в том числе забытых), об именитых спортсменах. Перед читателем – трамплинист-чемпион Гарий Напалков и тяжелоатлет-рекордсмен Михаил Буйницкий, горьковские фехтовальщики, велосипедисты и пловцы, кстовские самбисты. Мама гимнасток-«художниц» Наталья Тишина, королева ГТО Наталья Богословская, женская баскетбольная команда «Ника». Весь калейдоскоп не обозреть.
Как обычно, Юрия Козонина поддерживал депутат городской Думы четырёх созывов, заслуженный тренер России по лёгкой атлетике Василий Пушкин. «Магический круг Модильяни» издали к 800-летию Нижнего Новгорода.
«Почему же такое название?» – наверняка спросите вы. Амедео Модильяни (1884 – 1920) – итальянский художник и скульптор. «Принимаясь за портрет, он вычерчивал на полотне чёрный магический круг, в который как бы жаждал заключить душу человека, которого рисовал», – объясняет Юрий Викторович. А в продолжение пишет, что, «следуя свету далёкого импрессиониста», попытался заключить в условный вербальный магический круг и человеческую суть, и «несуетливый ход событий, переживших свои перекрёстки эпохи».
Магия в книге есть – абсолютно точно. Спасибо всем, кто причастен к возникновению этих «чар».