Знаменитая комедия Гоголя получила новое прочтение на нижегородской сцене
Газета "Нижегородская правда" №36 от 21.06.23
Подписка на газетуТеатр «Комедiя» представил зрителям «Женитьбу» Гоголя, действие которой перенесено в начало XX века. Поставил её хорошо знакомый нижегородским театралам режиссёр Вадим Данцигер. Он наполнил классический гоголевский текст мистицизмом и заострил каждую искру юмора автора. Юмора, который уже почти 200 лет не теряет своей актуальности.
12+
Игра с историей
Художник-постановщик Борис Шлямин создал для спектакля невероятные интерьеры, где каждая деталь выстреливает точно в цель. Венские стулья, гигантское зеркало, резной дубовый буфет, самовар, цветы в кадках, ковёр над кроватью и даже… хрестоматийный портрет основателя знаменитой купеческой династии купца Петра Бугрова в роли покойного главы семейства, что делает эту историю ещё более близкой нижегородскому зрителю.
Блестящи и костюмы героев: от парадных мундиров – тех самых, которые «сто раз перелицовывали, а сукно как новенькое», до вязаных шалей с кистями и символического алого платья Агафьи Тихоновны. Особую ауру спектаклю придаёт изящная световая партитура, созданная магом света Сергеем Скорнецким. Неудивительно, что в такой обстановке появляется и отсутствующая у Гоголя, но идеально вписавшаяся в историю мистическая героиня – призрак матери главного героя, которая и после смерти опекает своего растяпу-сына.
А он, с одной стороны, боится призрачную, но не потерявшую решительности и властности маменьку, очень эффектно сыгранную Светланой Тюльпановой, а с другой – шагу не может без неё ступить. И вот уже диалог Подколёсина и Степана про сваху и фрак при участии маменьки обретает новые краски!
Галерея героев
Вадим Данцигер обладает какой-то невероятной способностью открывать в актёрах самые потаённые таланты. В этом спектакле любой герой – многогранный бриллиант, играющий каждой гранью, что позволяет довести юмор до вершин комедии, а иногда и абсурда. И смотрится это так свежо и ярко, что знакомый хрестоматийный текст Гоголя заставляет зрителей смеяться над каждой шуткой так, словно они слышат её впервые.
В спектакле прекрасны все: нерешительный томящийся Подколёсин, (Иван Гапонов), напористый и готовый на всё, чтобы отвоевать другу невесту, Кочкарёв, роль которого блистательно исполнил Александр Калугин. Заставляет хохотать услужливый Степан (Дмитрий Кальгин), который мистическим образом преображается в немногословную немецкую фрау, для простоты называемую Дуняшей – уморительную горничную в доме невесты. Феерична сваха в изумительном исполнении Алёны Щеблевой. Её словесные битвы с Кочкарёвым – отдельное удовольствие и зрительский восторг. Как и у Гоголя, юмор в спектакле идёт по нарастающей, особенно когда действие переносится в дом Агафьи Тихоновны.
Женихи и невеста
Трогательная, чудаковатая и очень нежная в исполнении Алины Гобярите Агафья очаровывает и зрителей, и женихов, каждый из которых уморителен до абсурда. Похожий на престарелого льва с огненной гривой экзекутор Яичница (Михаил Булатов) сыгран на грани фола, так и ждёшь, что из последних сил удерживаемое им крепкое словцо вырвется наружу!
Невротик-колясочник Анучкин (Игорь Михельсон), постоянно вопрошающий, знает ли невеста по-немецки, вызывает у зрителей бурю чувств – от сочувствия до отторжения. И это тоже вносит свою ноту юмора.
А мечтающий о знойных итальяночках восторженный Жевакин (Андрей Голошапов) так и вовсе находит яркий отклик у зрительниц. «Я бы выбрала его!», – безапелляционно заявила подруге дама в антракте. – Ну и что, что лысый, зато какой темперамент!»
Но король этого бала, как и положено, – Кочкарёв. Он фонтанирует идеями, успевает быть везде и всюду, покоряет всех без исключения дам, в том числе и скрытную, но горящую страстями тётку героини (Екатерина Соколова) и почти добивается свадьбы. Самое интересное, что точно знаешь, что его маленький промах разрушит воздвигнутый им замок вселенской любви, но до последнего веришь, что на этот раз злосчастный Подколёсин, так восторженно мечтающий о любви, не выпрыгнет в окно, перед которым он с таком пылом читает свой монолог…
И всё это происходит на фоне гениальной «Ревизской сказки» – самой гоголевской из всех мелодий в мире, каждый такт которой её создатель Альфред Шнитке довёл до мистического совершенства. И это как нельзя лучше дополняет общее звучание и совершенный стиль спектакля.