«Золотой голос города»: чем запомнился нижегородский диктор Юрий Прохоров
29 октября исполнилось 9 дней, как не стало самого известного диктора Нижнего Новгорода – Юрия Прохорова. Он ушёл на 77 году жизни, оставив память о себе в сердцах слушателей со всей Нижегородской области. И сегодня мы вспоминаем мастера и самые яркие моменты из его интервью, которые он давал «Нижегородской правде», читателем которой был несколько десятилетий.
Самый юный
Его глубокий бархатный баритон, удивительный по красоте и завораживающий с первого же звука, более чем полвека был визитной карточкой горьковского, а потом нижегородского радио и телевидения. Многие называли его «золотой голос города» — никто не мог сравниться с ним в красоте и правильности речи.
«Старая школа, высочайший класс дикторского мастерства, таких больше нет», — пишут, вспоминая о нём, его коллеги и друзья, для многих из которых Юрий Михаилович стал образцом и даже учителем в постижении искусства диктора и радио и телеведущего.
А началась история его легендарного голоса в далёком 1966‑м.
«Я тогда только что окончил школу, услышал объявление по радио, что требуется мужской голос в комитет по телевидению и радиовещанию. Подал заявление, и через две недели поехал на конкурс. Народу было очень много, все профессионалы, лишь я один неподготовленный. Но из 70 человек взяли почему-то меня, самого молодого», – вспоминал Юрий Михайлович.
Но ничего удивительного в том нет, такие голоса появляются раз в столетие. Недаром Юрия Прохорова часто сравнивали с главным голосом всей советской эпохи – Юрием Левитаном. Но, голос, это далеко не всё юноша знал, что мастерству диктора нужно упорно учиться. И самый юный диктор горьковского радио постоянно работал над собой.
«Меня всему научили мои дорогие учителя, главным из которых стал Владимир Всеволодович Всеволодов – художественный руководитель и главный режиссёр дикторской группы Всесоюзного комитета по Телевидению и Радиовещанию. Заслуженный артист РСФСР, актёр Московского театра имени Ленинского комсомола, он воспитал плеяду дикторов высокого уровня. Многое дал мне в профессии Георгий Аполлинарьевич Яворовский – основатель и режиссёр Горьковского театра кукол, который тогда был директором нашего театрального училища. И, конечно, мои старшие коллеги – Евгения Михайловна Горская и Валентина Николаевна Гришанина», – с любовью и нежностью всегда вспоминал Юрий Прохоров своих учителей и коллег.
Золотые правила
Полвека работы диктором сделали Юрия Прохорова профессионалом высочайшего класса и принесли ему любовь слушателей. Ветеран радио, он не расставался с профессией, и каждый его эфир был безупречен. В любую погоду, в пургу и метель после первых позывных радио из приёмников раздавался его голос. Хотя, чтобы успеть на этот шестичасовой эфир, часто он пешком по сугробам шёл в редакцию. И ни разу не опоздал!
«Ползи, иди, лети на чём хочешь, но в 5.45 надо быть на работе, позвонить в гидрометцентр взять информацию о погоде – и в эфир: «Доброе утро, уважаемые радиослушатели! Шесть часов одна минута. Начинаем выпуск новостей». А Юрий Михайлович всегда приходил в студию радио заранее, чтобы «разбудить» голос. И из коридора было слышно, как он проговаривал скороговорки или сложные фразы. И сколько бы не прошло лет с первого эфира, главными настольными книгами диктора – профессионала всегда были словарь ударений и словарь трудностей русского языка Дитмара Розенталя. Причём не современными словарями, а классическими, в том числе и знаменитым словарём ударений для работников радио и телевидения шестидесятых годов, в который не прокрались всевозможные «допустимо». Разработал он и свои правила идеального чтения.
«Есть три правила, чтобы хорошо прочитать текст. Нужно знать что ты, читаешь, для кого ты читаешь, и для чего читаешь. Если спокойно себе отвечаешь на эти три вопроса, удача гарантирована. Как говорил Станиславский, актёр не имеет права слово произносить, если не знает его значения», – признавался мастер, и всегда и везде отстаивал классические нормы русского языка.
Без права на ошибку
«В начале 1990‑х на радио и телевидение пришли люди, не знакомые не только с техникой произношения речи, но и не знающие русского языка вообще. Именно тогда разогнали всех дикторов страны. С тех пор в словарях и появились расхождения. Да, я понимаю: есть разговорный язык, есть произношение московское, есть петербургское. Но должны же быть хоть какие-то правила! Без них наступает анархия. Половину букв ведущий не выговаривает – раньше о таком и подумать было нельзя! Раньше за ошибки в эфире от работы отстраняли. У нас было много журналистов, все члены Союза журналистов СССР, но только 10 процентов из них допускалось к микрофону. И не потому что у них были дефекты речи. Просто дикторы это делали лучше. Сейчас к микрофону может попасть кто угодно», – сокрушался диктор. Хотя и в его карьере была ошибка, которая едва не стоила ему работы.
«Сложнее всего было читать передовые статьи газеты «Правда», этот эфир слушало всё политбюро ЦК КПСС. Даже на Всесоюзном радио передовицы читали только несколько человек. Тут нельзя было ошибиться. А я ошибся. Был у нас уроженец Болдина Константин Фёдорович Катушев. Секретарь ЦК КПСС, заместитель председателя Совета Министров СССР, председатель Государственного комитета СССР по внешним экономическим связям, министр внешних экономических связей СССР. Я только пришёл из школы и понятия не имел, где ударение в его фамилии. Пока читал, по-всякому поставил. Партнёрша – Валентина Николаевна Гришанина – меня ногой толкает, у неё руки дрожат. Думал, уволят. Не уволили», – делился воспоминаниями Юрий Михайлович.
Осторожно, двери закрываются!
Был Юрий Прохоров и официальным голосом нижегородских праздников 9 мая, а сегодня его голос звучит и в муниципальном общественном транспорте. Им были начитаны названия всех остановок, а также рекламные объявления и предостережения и призыв «во избежание конфликтных ситуаций приобретать билет у кондуктора».
«Много лет назад наш губернатор подарил городу автобусы. Меня пригласили ведущим на их торжественное вручение на площади Минина. Я провёл мероприятие, какие-то там характеристики зачитывал об автобусах и о людях, и кто-то из руководства услышал меня из динамика. А когда стали ставить автоинформаторы в общественном транспорте, решили использовать именно мой голос, чтобы озвучить остановки всех маршрутов. Это была очень трудоёмкая и совсем не творческая работа. Но нижегородский транспорт стал для меня своеобразной рекламой», – признавался диктор. Теперь эти записи стали для друзей, коллег постоянных слушателей напоминанием о нём, и о золотом веке нижегородского радио.