Зрители поделились мнением о сериале «Хроники русской революции»
Газета "Новое дело" №46 от 20.11.25
Подписка на газету
Ленин в этом сериале напоминает клоуна
Честное слово, поначалу не хотел писать отзыв на сериал Андрона Кончаловского «Хроники русской революции» (18+), который недавно прошёл по телевидению. Однако некоторые читатели настойчиво попросили поделиться личными впечатлениями. Что ж, иду навстречу этим просьбам…
Скажу сразу – впечатления остались тяжёлые. Нет, не потому, что фильм в целом вышел антисоветским – в конце концов даже историческую антисоветчину можно снять талантливо. Но есть ощущение, что режиссёр Кончаловский стремился создать вовсе не историческую драму (ибо ляпов столько, что не хватит времени и места все их описать) и не попытку осмыслить величайшую страницу русской истории. Нет, он по сути снял настоящий гротеск, карикатуру на революционную эпоху.
Ибо карикатурно здесь буквально всё!
Барыши и алкаши
Революционеры больше смахивают на каких-то отморозков из эпохи 90‑х или на кружок богатых интеллигентных бездельников, решивших от скуки податься в революцию. Эти бездельники сытно кушают в квартире писателя-миллионера Максима Горького и отчего-то мечтают о том, как бы им свергнуть самодержавие…
Ещё более «весело» показаны большевики. Знаете, чем занимался Ленин в 1905 году, по мнению Кончаловского? С бандой рэкетиров в лице Леонида Красина и Карла Радека явился к конкурентам в лице Троцкого и Парвуса, дабы вытрясти из них деньги на революцию и партию. Если убрать костюмы той эпохи, то сцена вполне достойна «Бандитского Петербурга» или «Улиц разбитых фонарей» – Троцкому с ходу бьют морду, Парвусу собираются отрезать пальцы на руке, причём Ильич подзуживает громилу Красина словами непременно «резать пальчики под корень»… Но тут является полиция, и вся компания – и рэкетиры, и жертвы – убегает. И так смешно, что я долго хохотал…
Впрочем, и противники революции получились не лучше!
Царь Николай Второй в фильме – это форменный болван, который, словно пришибленный мешком по голове, всё время отрешённо ходит по своему кабинету и бормочет о том, что не знает-де собственной страны…
Главный герой сериала, начальник некоего Особого отдела охранного отделения полковник Прохоров кроме как тянуться по струнке перед начальством ничего более не может – полный ноль как офицер спецслужб, не умеющий просчитывать даже самые простые ситуации. Его подчинённые – два поручика и один кавказский князь – те ещё «охранители престола»: поручики по своей тупости живое воплощение анекдотов про поручика Ржевского, князь же – форменный алкоголик, любящий мешать чачу с хванчкарой…
Кстати, и сам Прохоров становится алкоголиком – это когда по сюжету он переводится в военную контрразведку. Там с началом Первой мировой войны он беспробудно пьёт – причём часто не один, а на пару со своим непосредственным руководителем – начальником контрразведки Генерального штаба генералом Батюшиным. У того вообще на рабочем столе всегда стоит бутылка коньяка – наверное, вместо полагающегося графина с водой.
И вообще вся «пьяная работа» полковника Прохорова и генерала Батюшина по сюжету развивалась исключительно в кабинете начальника контрразведки да в дорогих столичных кабаках – ни тебе окопов, ни тяжёлой оперативной обстановки на фронте и в тылу, ни самой контрразведывательной работы.
Кстати, во время Первой мировой в стране действовал сухой закон. Поэтому если в кабаках и подавали алкоголь, то старались делать это незаметно и уж точно не публично. А тут не только дикие гульбища прямо в центре столицы империи, но и «рабочий» коньяк на столе начальника контрразведки…
Как генерал и полковник не спились к моменту начала революции, ума не приложу!
Кругом одно жульё
А причина столь бесконечного пьянства – это якобы отчаяние от тотальной коррупции в Российской империи, которая, конечно же, была тогда в стране, но в сериале показана настолько смешной и нелепой с исторической точки зрения, что… В общем, без комментариев!
По мнению авторов сериала, высшие чиновники империи – вообще сплошь продажные твари, не способные ни на какую положительную деятельность. Особо в фильме выделяется начальник охранки полковник Курловский, который и революционным террористам покровительствует, и успешно ворует деньги, выделенные на борьбу с революцией – причём ворует миллионами (!).
Да, я, конечно, мог бы указать на то, что в реальной жизни в охранное отделение набирали самых опытных, неподкупных и деятельных офицеров жандармского корпуса России, куда вообще попасть было очень сложно. Или на то, что именно благодаря профессиональной работе царского правительства, собственно, и состоялся знаменитый промышленный подъём России начала ХХ века…
Или на то, что чиновник по особым поручениям российского МВД Иван Фёдорович Манасевич-Мануйлов не только взятки брал (как показано в фильме), но и успешно боролся с японским шпионажем во время русско-японской войны. Или на то, что контрразведчик генерал Николай Степанович Батюшин в жизни был очень трезвым человеком, крепким профессионалом, буквально не дававшим продыху немецкой и австрийской агентуре…
Или на то, что революционеры имели свои моральные принципы и были очень серьёзной публикой, умевшей самоотверженно работать не только в интеллигентных салонах, но и с народными массами, и всегда до конца боролись за свои идеалы, о чём можно прочесть в тех же жандармских документах…
Но обо всём этом стоило бы поговорить, если бы сериал был не пародией, а настоящей попыткой искренне разобраться с революционными потрясениями. А так – над пародией можно только поиронизировать…
Такого кино нам не нужно
Но самое главное – в сериале вообще не показаны социальные причины русской революции! Ни тяжёлого положения русских рабочих на капиталистических предприятиях, ни страдающего от безземелья и регулярного голода крестьянства. По мнению Кончаловского, революция – это сплошь бандитские или барские забавы в погоне за острыми ощущениями, как игра в покер или в русскую рулетку. Как верно заметил в Сети один зритель:
«В сериале почти отсутствует народ. Нет крестьян, нет рабочих, нет солдат. Есть лишь аристократы, офицеры и революционеры-салонники, которые будто бы живут в параллельной реальности, где революция – это фон для их личных драм… Кончаловский подарил нам не «Хроники русской революции», а «Хроники личных драм случайных людей, оказавшихся рядом с эпохальными событиями, которые им, создателям, оказались неинтересны».
Словом, получился дорогой, красивый, но абсолютно пустой сундук с историческим антуражем. Это не попытка понять прошлое – это попытка его украсить, чтобы не видеть его боли, крови и смысла».
А знаете, почему так вышло? Я, кажется, понял: сериал Кончаловского – это типичный взгляд нашей сегодняшней творческой богемы на собственную страну. Причём как на её настоящее, так и на её прошлое! Простой народ и его нужды этой богеме неинтересны вовсе, а на служилый люд она смотрит, как на сплошное жульё. Этой богеме и в голову прийти не может, что кто-то может честно и профессионально исполнять свой долг, причём не важно какой – гражданский, воинский и т.д.
Так же богема не понимает и оппозиционно-революционную деятельность – от слова совсем. Ей просто невдомёк, что кто-то может идти против власти (хоть в ссылку, хоть в тюрьму, хоть на эшафот) вовсе не за «бабло», а исключительно за высокие идеалы, в силу человеческого сострадания к нуждающимся и бедствующим народным массам.
Наверное, Кончаловский до сих пор удивляется, отчего большевики, когда пришли к власти, вовсе не ограбили страну до нитки и заграничной недвижимости себе не накупили, а самоотверженно построили на месте империи ещё более крепкую великую державу. Ибо главная мысль, которую я уловил в сериале, – в 1917 году на смену одним мерзавцам пришли другие мерзавцы. И никакого иного исторического урока богема для себя просто не допускает…
И снова цитата от внимательного зрителя:
«Что особенно тревожит в сериале – это не просто художественная вольность, а системное искажение исторического контекста. В эпоху, когда страна вновь стоит перед вопросами исторической памяти и национальной идентичности, подобные проекты не просто разочаровывают – они опасны. Они формируют у зрителя иллюзию знания, которая на самом деле – лишь глянцевая обёртка исторического нигилизма».
Думаю, что лучше и не скажешь!
Ранее на сайте pravda-nn.ru рассказывалось, почему современники равнодушно отнеслись с гибели царя Николая II.


