12 гениальных фильмов Станислава Говорухина

Фото: соцсети

Станислаав Сергееевич Говорухин (29 марта 1936, Березники, Свердловская область, РСФСР, СССР — 14 июня 2018, Барвиха, Московская область, Россия) — советский и российский актёр, кинорежиссёр, сценарист, продюсер, политический и общественный деятель.

Депутат Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации (1994—2003, 2005—2018), председатель Комитета Государственной думы по культуре. Член российской политической партии «Единая Россия» (2005—2018). Заслуженный деятель искусств Украинской ССР (1986). Народный артист Российской Федерации (2006).

В прошлом — кандидат в президенты Российской Федерации на президентских выборах, состоявшихся 26 марта 2000 года, набрал 0,44 % голосов избирателей. 8 декабря 2011 года избран главой предвыборного штаба Владимира Путина на президентских выборах 2012 года. 12 июня 2013 года был избран сопредседателем Центрального штаба Общероссийского народного фронта (ОНФ) на пятилетний срок.

Давайте вместе вспомним самые легендарные фильмы Станислава Сергеевича, фильмы на которых мы выросли, которые смотрели по многу раз, которые вошли в историю нашей страны и мировую кинокультуру.

1. "Вертикаль" (1967) (режиссёр)

Сценарий к фильму под названием «Мы одержимые» написали начинающие драматурги Сергей Тарасов и Николай Рашеев. В основе был рассказ про альпиниста, который выполнял в горах самую трудную работу, чтобы доказать свою невиновность в трагедии, которая случилась на одном из восхождений. Работа получилась слабой, и к съёмкам никак не могли приступить. У Одесской киностудии «горел» план и спасти фильм поручили двум студентам ВГИКа — Станиславу Говорухину и Борису Дурову, которые приехали в Одессу снимать дипломные короткометражки.

Новоиспечённые режиссёры решили сделать не просто фильм об альпинистах, а романтическую поэму о горах. Им потребовались песни и поющий главный герой. Сначала режиссёры предложили роль Юрию Визбору, который к тому же занимался горным туризмом. Певец долго думал и в конце концов отказался. Тогда Станислав Говорухин обратился к актёру Владимиру Высоцкому, известному по ролям в театре и кино, но ещё больше по своим песням. Высоцкий писал жене: «Режиссеры молодые, из ВГИКа, неопытные режиссёры, но приятные ребята, фамилии режиссёров Дуров и Говорухин. Фильм про альпинистов, плохой сценарий, но можно много песен, сейчас стараюсь что-то вымучить, пока не получается…»

Съёмки в «Вертикали» дали основу альпинистскому циклу песен Владимира Высоцкого. Для того, чтобы глубже прочувствовать тему, он расспрашивал консультантов фильма, в том числе известного мастера спорта по альпинизму Леонида Елисеева. На вопрос «Зачем вы ходите в горы?» — Елисеев дал ему тот ответ, который Высоцкий и искал: «Сперва, чтобы проверить, что я есть за человек. А сейчас просто любопытно, что за люди кругом?»

Добиться появления в фильме песен Высоцкого режиссёрам удалось через сопротивление киностудии — они и утвердили-то его кандидатуру с трудом. Высоцкий тогда был в опале, и Госкино не хотело допускать его песни на экран. Но придраться оказалось не к чему, и в фильме зазвучали «Песня о друге», «Свои обиды каждый человек…», «Баллада об альпийских стрелках», «Вершина» и «Прощание с горами». Для съёмок была написана и знаменитая «Скалолазка», но в фильм не вошла, так как не стали снимать сцену, для которой она предполагалась. За звание героини этой песни потом сражалось сразу несколько женщин…

Почти все песни были написаны Владимиром Высоцким по рассказам альпинистов. «Песня о друге» — это рассказ Леонида Елисеева как он с друзьями поднимался по Кавказскому хребту и из-за ошибки одного альпиниста четверо восходящих сорвались со склона. Все получили травмы, но выжили.
«Вершина» была написана под впечатлением жуткой история о том, как трое альпинистов в связке поднимались по отвесной стене. Один сорвался и никак не мог закрепить крюк. Тогда, чтобы не утянуть с собой двух товарищей, он просто отрезал трос и упал в пропасть…
«Баллада об альпийских стрелках» — это рассказ о базе горнострелковой немецкой дивизии «Эдельвейс» 1942 года. В неё входили альпинисты, которые ещё несколько лет назад совершали совместные восхождения с альпинистами из СССР. И в перерывах между стрельбой солдаты перекрикивались в поисках тех, с кем вместе ходили в горы.

«Вертикаль» стала не только успешным дебютом для режиссёров, но и прорывом для Владимира Высоцкого. Он впервые спел свои песни на киноэкране! Зрители ходили на фильм с блокнотами, куда записывали слова песен и каждое исполнение встречали аплодисментами. В том же году вышла первая пластинка Владимира Высоцкого, а самому актёру поступило сразу несколько предложений новых ролей с исполнением песен. В том же 1967 году вышел фильм «Короткие встречи», где актёр сыграл похожий типаж — геолога Максима. И пусть у этого фильма не было успеха «Вертикали», он подарил зрителям четыре новых песни Владимира Высоцкого.

2. "Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо" (1972) (режиссёр)

«Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» (1972) в этой замечательной экранизации романа Даниэля Дэфо Станислав Говорухин сделал ставку не на комбинированные съемки и спецэффекты, а на игру актеров. Робинзон у Леонида Куравлева получился очень трогательным, харизматичным и обаятельным!

«Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» — советский художественный фильм, снятый режиссёром Станиславом Говорухиным на Одесской киностудии по мотивам романа Даниэля Дефо «Робинзон Крузо». В кинотеатрах СССР кинокартину посмотрело 26,3 млн зрителей, в Польше — 1,742 млн (самый успешный советский фильм в Польше в 1970-х годах).

В ролях: Леонид Куравлёв, Ираклий Хизанишвили, Евгений Жариков, Владлен Паулус, Алексей Сафонов, Владимир Маренков

3. "Место встречи изменить нельзя" (1979) (режиссёр)

История фильма «Место встречи изменить нельзя» начинается, как вы все прекрасно знаете, с книги братьев Вайнеров «Эра милосердия». Аркадий Вайнер рассказывал, что один из экземпляров книги они подарили Владимиру Высоцкому. И уже на следующее утро он пришёл к ним с идеей о съёмке многосерийного фильма по книге, в котором именно он будет играть Жеглова.

Вайнерам эта идея пришлась по душе, несмотря на то, что Высоцкий никак не подходил внешне на молодого, высокого, широкоплечего красавца, каким описан этот персонаж в книге.
По словам же Станислава Говорухина, именно он загорелся идеей экранизации книги и позвонил Высоцкому, которому накануне Вайнеры подарили книгу, со словами, что в ней есть персонаж, как раз под него.

Кто из них прав, уже мы вряд ли узнаем. Да это собственно не так уж и важно. Главное, что Высоцкий всё же познакомил Вайнеров с Говорухиным и сам активно включился в работу над фильмом. Начиная с процесса работы над сценарием. Он приезжал в Переделкино и активно помогал Вайнерам и Говорухину, предлагал идеи, моменты. В частности, именно он придумал историю с фотографией Вари, приклеенной на дверь среди других фотографий, когда в сцене в подвале надо было дать Шарапову какой-то знак — указать дверь, ведущую к спасению
Благодаря именно Высоцкому в фильме появились Всеволод Абдулов, Иван Бортник, Виктор Павлов, Александр Белявский

Самого Высоцкого утвердили на главную роль практически без проб. Чтобы убедить худсовет Говорухин изначально пригласил на эти пробы заведомо проигрышных актёров.

4. "Пираты XX века" (1979) (сценарист)

Сегодня самым кассовым фильмом всех времен и народов признан «Аватар» Дэеймса Кэмерона, который с момента выхода на большие экраны в 2009 году собрал в прокате почти 3 миллиарда долларов. На втором месте находится другое знаменитое творение Кэмерона — «Титаник», сборы которого перевалили за 2 миллиарда. Но и у советского кино, которое не располагало ни огромными финансами, не знала про спецэффекты, были свои лидеры. Появившись на больших экранах в 1980 году, картина Бориса Дурова «Пираты XX века» собрала 90-миллионную зрительскую аудиторию. Даже мелодраму Владимира Меньшова «Москва слезам не верит», которая вышла в прокат в том же 1980-м, посмотрели 84,4 миллиона человек.

Феномен «Пиратов» объяснялся просто: это был первый советский кинобоевик, действие которого держит в напряжении с первой до последней минуты. Для неискушенного советского зрителя такие фильмы были в новинку. К тому же, действие разворачивалось в бескрайних просторах южных морей, у пиратов была экзотическая внешность, и демонстрировали они невиданные боевые искусства. На самом деле съемки проходили в акватории Азовского моря, играли в фильме советские актеры, а демонстрировали они приемы карате, первые клубы по изучению которого появились в московских вузах еще во времена хрущевской «оттепели».

Захватывающий сюжет фильма основан на вполне реальной истории. В конце 70-х годов прошлого века в «Известиях» была опубликована заметка о нападении пиратов на итальянское судно, перевозившее урановую руду. Тогда морские разбойники похитили 200 тонн груза и убили всех членов экипажа.

Сценарист и режиссер Станислав Говорухин сразу же загорелся идеей снять фильм, в котором бы советские моряки противостояли морским «джентльменам удачи». Конечно, финал должен был быть оптимистичным, доказывающим, что советские матросы справятся с любым мировым злом.

Сценарий Говорухин написал вместе со своим другом — режиссером Борисом Дуровым. Его же он попросил и снять картину, так как сам в это время уже готовился к съемкам сериала «Место встречи изменить нельзя». Позднее Борис Дуров рассказывал, как их с Говорухиным замысел воплощался в реальность: «Мы сразу отказались от излишней сентиментальности. Задумали кино о русских мужиках, которые способны защитить своих женщин, свой корабль. В те годы сценарий будущего фильма должен был пройти цензуру. Тут-то нам и зарубили уран. Тогда мы предложили «погрузить» на корабль опиум для фармацевтической промышленности — товар на миллионы долларов. Поднялся такой шум: никаких наркотиков, это пропаганда! Я разозлился: «Это же для фармацевтической промышленности! Наркотики, говорите, нельзя? А что же везти кораблю: пустые бланки партийных билетов?». В общем, опиум авторы сценария отстояли.

Фильм мог бы выйти на экраны в тот же год, в какой его начали снимать — в 1979. Но киношное начальство не решалось выпускать его во всесоюзный прокат. Слишком много было там сцен жестокости и насилия. Чего стоила лишь та, в которой пират Салех пожарным топором убивает радиста. Или когда он избивает плеткой пленную буфетчицу. «Пираты XX века» были запрещены к показу и отправлены «на полку». Но кассета с фильмом все-таки попала на дачу к Брежневу. Напомним, в советские времена генсеки предпочитали знакомиться с новинками кино в домашней обстановке — обычно смотрели новые фильмы по выходным, на дачах с семьями. Говорят, Леонид Ильич так переживал «за наших», что фильм быстро сняли «с полки» и отправили в триумфальное шествие по экранам СССР.

5. "Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна" (1981) (режиссёр, сценарист)5

Кинолента снята в 1981 году Станиславом Говорухиным. Это самый увлекательный детский фильм о приключениях, где главными героями являются двое мальчишек-Том Сойер и Гек Финн. Ребята жаждут настоящих опасных приключений в тихом провинциальном городке Америки XIX века на берегах Миссисипи. Бездомный Гек и скучающий под крылом своей тетушки, Том, погружаются в жизнь, полную опасностей и тайн. Индеец Джо, совершивший убийство станет их препятствием в поиске клада. Они вместе освободят беглого чернокожего Джима и переживут множество ярких моментов. Скучная и однообразная жизнь не для двух закадычных друзе

Федя Стуков попал в кино совершенно случайно: он ехал с мамой в автобусе, когда к ним подошла женщина, оказавшаяся сотрудницей киностудии имени М. Горького. Она предложила прислать анкету мальчика – с такой яркой внешностью у него были все шансы попасть в кино. И вскоре ему пришло приглашение сыграть в фильме Никиты Михалкова «Несколько дней из жизни И. И. Обломова». А в комедии «Родня» он перевоплотился в девочку Иришку. Но вся страна запомнила его по роли Тома Сойера, в которой он смотрелся наиболее органично. Стуков вспоминал: «Письма мешками приходили, и это не преувеличение. И не только со всех концов СССР, из-за границы тоже. Наш фильм ведь весь мир купил. В том числе и Америка. Меня даже в США пригласили как лучшего исполнителя роли знаменитого американца. Я туда поехал, по Миссисипи спустился от Сент-Луиса до Нового Орлеана на таком же колесном пароходе, которые ходили в Америке в середине XIX века».

После этого он сыграл главные роли в фильмах «Остров сокровищ» и «Пеппи Длинный чулок» и еще несколько эпизодических ролей в детских фильмах. Казалось, харизматичному мальчику было обеспечено блестящее будущее в актерской профессии. Однако он реализовал свои таланты в другой отрасли. После окончания Щукинского училища Стуков уехал в Германию, где играл в спектакле «Антоний и Клеопатра», а по возвращении в Россию стал телеведущим и режиссером. Он вел передачи «Лего-го!», «До 16 и старше», «Мировые розыгрыши», был режиссером реалити-шоу «За стеклом», «Все для тебя», «Проверено на себе», а также сериалов «Восьмидесятые», «Физрук» и «Филфак».

Федор Стуков тогда и сегодня

Роль Гекльберри Финна стала кинодебютом Владислава Галкина. Его родители были актерами и не хотели, чтобы сын пошел по их стопам. Владислав рассказывал: «Родители вообще были против моей работы в кино. Они же знали, насколько труд актера тяжел и морально, и физически, и не желали мне такой участи. На пробы Гека Финна тайком от всех меня привела бабушка Людмила Николаевна. Когда об этом узнали родители, они были в шоке. Они даже не предполагали, что бабушка, у которой всегда было «словесное недержание», почти полгода могла скрывать нашу тайну».

Режиссер Станислав Говорухин и Владислав Галкин на съемках фильма

После окончания школы он поступил в Щукинское училище, где два года учился на одном курсе с Федором Стуковым, а затем перешел во ВГИК на режиссерский факультет. В его фильмографии большое число успешных работ: «Дальнобойщики», «В августе 44-го», «Ворошиловский стрелок», «Мастер и Маргарита», «Котовский». В 2009 г. ему было присвоено звание заслуженного артиста России. К сожалению, на пике популярности жизнь актера трагически оборвалась: в 2010 г. он скончался от острой сердечной недостаточности.

Владислав Галкин

6. "В поисках капитана Гранта" (1985) (режиссёр, сценарист)

В Советском Союзе любили экранизировать классику, делали это хорошо и с удовольствием. Герои книг по воле режиссера переносились на экран и становились кумирами для миллионов граждан большой страны.

Экранизации книг Жюля Верна всегда пользовались невероятной популярностью в самой читающей стране. В 1939 году на суд зрителей была представлена экранизация романа «Дети капитана Гранта», в 1941 сняли фильм по книге «Таинственный остров», через четыре года последовал «Пятнадцатилетний капитан». В семидесятых годах сняли фильмы «Сломанная подкова» и «Капитан Немо».

В начале восьмидесятых Станислав Говорухин решил снять еще один фильм по книге «Дети капитана Гранта», и чтобы новое произведение отличалось от старой экранизации был изменен сюжет. Плюс из фильма сделали мини-сериал. Отличительной чертой новой экранизации было присутствие в фильме автора книги с небольшой сюжетной линией.

По замыслу сценариста нужно было передать как автор писал свое знаменитое произведение. Зритель видит Жюля Верна за работой в кабинете, где собрана его морская библиотека, на яхте со слугой или с помощницей. Кстати, кабинет автора создали в павильоне Одесской киностудии. В конце сериала писатель заканчивает свой роман, его яхта проплывает рядом с «Дунканом» и автор воочию видит своих героев.

Станислав Говорухин добавил в сюжетную линию приключений и создал фильм в стиле вестерн. С погонями, скачками на лошадях, дикими аборигенами и прекрасными морскими сценами.

7. "Десять негритят" (1987) (режиссёр, сценарист)

6 ноября 1939 года в Англии вышел в свет роман Агаты Кристи «Десять негритят».
Роман «Десять негритят» был экранизирован много раз, но киноверсия Говорухина уникальна не только тем, что носит оригинальное название произведения, но и тем, что в нем был сохранен первый, более мрачный, вариант концовки романа и без изменений оставлены имена, характеры и биографии персонажей.

Станислав Говорухин признавался, что никогда не являлся поклонником творчества Агаты Кристи, исключением стали «Десять негритят»:
«Роман очень взволновал меня. Я подумал о том, что хорошо было бы его экранизировать».

Фильм Говорухина получился настолько удачным, что до сих пор по праву считается лучшей экранизацией лучшего романа одного из лучших авторов детективов.

В 1987 году на кинофестивале «Одесская альтернатива» режиссеру фильма «Десять негритят» Станиславу Говорухину был вручен приз «За воплощение на нашем экране темы страха и ужаса за рубежом».

Съемки фильма проходили осенью 1986 года в Крыму. Виды Негритянского острова были сняты в поселке Гаспра, особняком мистера Оуэна стало знаменитое «Ласточкино гнездо» – исторический и архитектурный памятник, расположенный на 40-метровом утесе Аврориной скалы мыса Ай-Тодор.

Часть строения для съемок была закрыта декорациями, конструкция которых оказалась недостаточно прочной, и чтобы фанерные щиты не сорвало порывами ветра, их приходилось периодически укреплять.

Почти все интерьерные эпизоды были сняты в Воронцовском дворце в Алупке.

Некоторые сцены снимались в Ялте, где в то же самое время Станислав Говорухин и Татьяна Друбич участвовали в съемках фильма «АССА» Сергея Соловьева.

Общий вид места, где таинственный мистер Оуэн собрал своих гостей, снимался в бассейне, в котором был установлен мастерски изготовленный макет Негритянского острова.

— В начальном эпизоде картины рука, расставляющая на серебряном подносе фарфоровые статуэтки негритят, каждая из которых символизирует будущую жертву хозяина острова, принадлежит Станиславу Говорухину. Внимательно приглядевшись, отражение лица режиссера можно увидеть на зеркальной поверхности подноса.

— Из-за занятости в фильме «Асса» Татьяна Друбич не смогла участвовать на съемках финальной сцены «Десяти негритят». Ноги повесившейся Веры Клейсорн, которые видны в кадре, когда в комнату входит судья Уоргрейв, принадлежат не Друбич, а одной из ассистенток Говорухина.

— Предпоследний куплет считалочки о негритятах: «Двое негритят легли на солнцепеке. Один сгорел — и вот один, несчастный, одинокий», — в фильме пропущен.
— В книге нет сцены, когда дрожащая от страха Вера ночью приходит к Ломбарду. Этот эпизод придуман и вставлен в картину Станиславом Говорухиным.

8. "Асса" (1987) (актёр)

Как рассказывал Сергей Соловьёв, в фильме «Асса» в роли Крымова ему нужен был хозяин жизни. Сильный и умный старейшина. Для этой роли, он выбрал Станислава Говорухина, которого знал уже более 20 лет, ещё со ВГИКа. Соловьёв считал что Говорухин не только режиссёр, а ещё и превосходнейший актер, причем актер до мозга костей.

Понимая, что по телефону с ним ни о чем не договоришься, Сергей Александрович поехал в Одессу, где тогда жил Станислав Сергеевич . Он заранее ему послал сценарий, но, когда приехал в Одессу, Говорухина не было, он должен был вернуться из командировки. И ожидая Соловьёв общался с его женой Галей, которая потрясенно спросила: «Откуда ты так хорошо знаешь Славу?» — «А что я такого особого знаю?» — «Ну, у тебя в сценарии Крымов — это чистый Слава, включая то, что он ходит в майке с шестым номером».

Оказывается, Говорухин ходил в этой майке и с этой цифрой на спине — то ли с шестеркой, то ли с перевернутой девяткой — безо всякого сценария. Соловьёв тогда спросил: «Ну так что, Станислав Сергеевич окажет мне дружеское и профессиональное внимание, снимется у меня в кино?» Но супруга ответила: «Это большой вопрос, потому что Слава — это Слава»…

Говорухин долго и упорно отказывался. Он снялся перед этим у Киры Муратовой и решил поставить на актерской карьере крест: «Я не знаю никакого Крымова и знать не хочу. Оставь меня в покое. Поговори с Кирой Муратовой — не чета тебе режиссер. Так вот, она подтвердит, что никакой я не артист и трогать меня не надо. При всем своем внутреннем здоровье я чуть не повесился у нее на съемках. У меня есть режиссерская профессия, я буду ею заниматься»

Тем не менее Соловьёв включил зануднейшую сторону своей натуры и каждый день буквально выгрызал ему внутренности: «Слава, ты и есть Крымов, ты должен сыграть Крымова». Он буквально сводил с ума, и в какой-то момент Говорухин не то чтобы согласился, а буркнул: «Ладно, давай попробуем». И после окончания фильма «Десять негритят» он приплыл с Таней Друбич в Ялту, где под заснеженными пальмами снимали «Ассу». Ну а результат вам известен…

9. "Так жить нельзя" (1990) (режиссёр, сценарист, актёр)

Документальной фильм Станислава Говорухина «Так жить нельзя» вышел на экраны в 1990 году и вызвал шок в обществе. Долгое время статистика преступлений в СССР оставалась закрытой. Сейчас, когда она обнародована, общество ужаснулось масштабами действия.

Оказалось, что мафия орудует не где-то в Палермо или в Нью-Йорке, а у нас под боком – в Москве и Ростове, в Ташкенте и Баку – везде. Кто остановит эту лавину преступности? Милиция? Государство? Народ?
Итак, фильм о разгуле преступной деятельности мафиозных кланов и о путях борьбы с ней? Не будем спешить с выводами. Да, фильм о разгуле преступности, но не только о ней. К счастью, картина глубже, тоньше, умнее. Да, добрую половину фильма составляет рассказ о преступлениях. Но каких? Не о мифических мафиози, с которыми, безусловно, надо бороться жестко и бескомпромиссно, если таковых удастся обнаружить, а о самых заурядных, ставших как бы частью нашей неприкаянной, унылой, страшной жизни.

«В нашем фильме, — звучит за кадром голос С. Говорухина, — пойдет речь не о громких процессах, не о запутанных преступлениях. Преступность, которую мы покажем, банальна и ординарна, но от этого она не становится менее страшной… А причины ее глубоки и серьезны».

Корни этой поистине национальной трагедии Говорухин, одновременно страстный публицист и беспристрастный историк, обнаруживает в факте расстрела Царской семьи, в декретах, подписанных Лениным («Нужна чистка террористическая, суд на месте и расстрел безоговорочно»), в первых концлагерях, в раскулачивании, в разрушении церкви, в геноциде против целых народов. В адском пламени, разожженном недугов», сгорели наиболее умные, благородные, порядочные.

Не отводите глаз от экрана! Вглядитесь с болью и тревогой в лица сограждан-калек, убогих пьяных, голодных мужчин и женщин, в лица преступников и тех, кто еще не стал ими. Ведь это мы с вами и нам никуда от этого не уйти. Может, есть еще время что-либо изменить и использовать последний шанс, отпущенный нам историей?

Фильм называется «Так жить нельзя». Но кто скажет, как жить иначе в той нищете, озлобленной коммуналке, что мы построили? Но не надо больше пророков, хватит. И не надо искать врагов там, где их нет. Опасность полного вырождения в нас самих – пока мы останемся такими, какие мы есть. А если это утешит наше самолюбие, то можно сказать и по-другому: «Пока мы останемся такими, какими нас сделали».

Студия «Круг» ГТПО «Мосфильм» при участии фирмы «Фильмферлаг Дерг Ауторен» (ФРГ, Мюнхен). Автор сценария и режиссер – Станислав Говорухин

Фильм стал началом публицистической кинотрилогии Станислава Говорухина о России: в 1992 году вышла вторая часть — «Россия, которую мы потеряли», в 1994 году третья — «Великая криминальная революция».

10. “Ворошиловский стрелок” (1999)

Фильм «Ворошиловский стрелок», главные роли в котором сыграли Михаил Ульянов, Анна Синякина, Алексей Макаров, Марат Башаров и Илья Древнов, рассказывает о пенсионере, который узнал об изнасиловании внучки. Преступников сажают в тюрьму, но из-за связей отца одного из них приговор быстро аннулируют. Поняв, что на законном уровне добиться справедливости не получится, главный герой решает отомстить более жестоким способом.

11. "В июне 41-го" (2008) (сценарист)

«В июне 41-го» (белор. У чэрвені 41-га)— телевизионный художественный фильм о Великой Отечественной войне по мотивам повести Олега Смирнова «Июнь».

Июнь 1941 года. Ситуация на советской пограничной заставе «Дамба» в западной Белоруссии, куда возвращается из краткосрочного увольнения лейтенант Иван Буров, с каждым днём становится всё более угрожающей: пограничный отряд, окружённый наступающими немецкими войсками, не находит поддержки среди местного населения — поляков, настроенных против Советской власти. Однако молодого офицера ожидают не только суровые трудности военного времени, но и проблемы личной жизни: дед любимой девушки Бурова — польки Ханны — ненавидит всех русских, особенно — советских военных, считая их повинными в смерти своей жены. Иван, потерявший боевых товарищей, демонстрируя мужество и героизм, в одиночку сражается с оккупантами и вынужден тайно встречаться с Ханной, храня свою любовь и верность Родине.

В ролях: Cepгeй Бeзpукoв, Pocтиcлaв Янкoвcкий, Maгдaлeнa Гуpcкa, Пaвeл Дeлoнг, Bитaлий Бeзpукoв, Bлaдимиp Янкoвcкий, Mиxaил Kaлиничeв, Aлeкcaндp Фpaнcкeвич-Лaйe, Aлecя Пуxoвaя, Paфaэль Mукaeв

12. “Конец прекрасной эпохи” (2015) (режиссёр, сценарист, продюсер)

Фильм “Конец прекрасной эпохи” рассказывает о молодом журналисте, который борется с цензурой, слежкой и ханжеством. Кроме того, в центре сюжета стоит роман главного героя с редактором Мариной. Главные роли в киноленте сыграли Иван Колесников, Сергей Гармаш, Фёдор Добронравов, Дмитрий Астрахан, Светлана Ходченкова и другие.