Черно-белая эстетика и отголоски язычества. Чем запомнилась «Арт Россия-2018»
Что влияет на восприятие творчества? Настроение, место, время, правильно ли расставлен свет, из какого материала сделан пол, скрипит ли доска под ногами, в какой цвет окрашены стены?
Попадая на выставку, мы первым делом сканируем обстановку. Измеряем комнатную температуру, изучаем людей, проходящих мимо, с видом бывалых критиков, обсуждающих работы художников. И только потом мы ищем яркие пятна, необычные картины, которые выделяются из общей однообразной череды березок, полей и букетов цветов.
На выставке Арт Россия-2018 было много интересных работ, были и посредственные. Хотя не мне судить, а зрителю и коллекционеру.
Поэтому я просто поделюсь своими впечатлениями об экспозициях, которые стали яркими пятнами для меня.
Первым делом мой взгляд остановился на огромных старинных часах с шестеренками и салатовой трубе граммофона с веселенькими ромашками. Следом появился человек-позитив и фотограф Дмитрий Штыров.
Дмитрий представил на выставке технологию ретропечати фотографий — амбротипию.
Старинный фотоаппарат, черная ткань, вспышка, проявка — и через какое-то время вы осознаете, что как две капли воды похожи на двоюродную пра-пра-бабушку.
От причудливого ретро к минимализму.
Отмерив еще десяток шагов я зашла в павильон с заманчивым названием «Итальянцы в России». Экспозиция запомнилась своей хаотичностью, эмоциональностью и типичным итальянским колоритом. Здесь абсолютный минимализм перерастает в яркую экспрессию, а аскетичные религиозные мотивы сменяются худыми, болезненными женскими силуэтами из эпохи постмодернизма.
«А нарисуй-ка мне собачий вальс»
Следующим ярким пятном стал стенд художника из Новосибирска Виктора Ремизова. «Мистический реализм» — так определил свой жанр автор картин. Прежде всего мы видим душу — огромные глаза непонятных существ, которые являются нам во снах в странных образах.
Предметы, люди и животные. Казалось бы, мы видим их каждый день в обыденной жизни, но здесь, на картинах мастера, знакомые образы предстают перед нами в другой реальности: тут и располневшая балерина с маленькой собачкой, которая синхронно повторяет движения танцовщицы, а седовласый мужчина пронзительным взглядом смотрит сквозь нас, поднимает руку и как-будто благословляет.
Отголоски язычества в урбанистическом мире
Необычную экспозицию представил музей народного художника Республики Татарстан Ахсана Фатхутдинова. Творчество художника обращено к языческому, доисламскому периоду культуры татарского народа.
Работы художника пропитаны мистикой, необычное исполнение — картины в грубых, примитивных деревянных рамках переносят нас в древние языческие времена, когда люди верили в добрых и злых духов, поклонялись другим богам и жили в гармонии с природой.
«Черно-белый импрессионизм»
При всей своей мрачноватости, картины московской художницы Ольги Курзановой, выполненные в черно-белой цветовой гамме, необыкновенно притягательны. А черно-белая эстетика всегда более эмоциональна, чем взрыв ультра ярких красок.
…Прохладно, 4 000 квадратных метров, 20 000 шагов и пять цепляющих экспозиций. Настроение осеннее, меланхоличное, пол не скрипит, стенды серые, под стать погоде и настроению.