Что посмотреть в Санкт-Петербурге в плохую погоду?
Самый красивый город в России (и один из самых – в мире) не каждому туристу дарит возможность насладиться своей «уличной» красотой. Летом в Питере бывает дождь, осенью – тоже дождь, весной – дождь, зимой для разнообразия – дождь со снегом.
Впрочем, Питер не настолько плох: в Нижнем Новгороде, например, солнечных дней в году даже меньше, чем в Санкт-Петербурге (просто у Нижнего – лучший метеорологический пиар). Но факт остается: любой турист рискует приехать в Питер и обнаружить сплошное «облачно, осадки, порывистый ветер».
Предлагаем подборку музеев на самый разный вкус: все они – под крышей, до каждого легко доехать на общественном транспорте и каждому есть, что показать миру.
Эрмитаж
Невозможно представить список питерских музеев без «Эрмитажа». Любой список. Питер – это Эрмитаж, Эрмитаж – это Питер. Иногда туристы не идут в него, думая, что Эрмитаж – это слишком пафосно и «старомодно». На самом деле он – живой как жизнь. Можно гулять по залам античности, можно любоваться на подлинники Рембрандта и Леонардо да Винчи, а можно углубиться в импрессионистов или современность.
В Эрмитаже уже десять лет существует отдел современного искусства. И, поскольку музей держит марку во всем, выставляются в нем лучшие образцы contemporary art. Например, картина Ансельма Кифера «Аврора»: одна из тех, что он писал специально для своей выставки в «Эрмитаже». Или видеоинсталляция Билла Виола «Море безмолвия». Забавно: если в описании обычных картин указывают: «холст, масло», то описание к видеоарту гласит: «цветное видео на жидкокристаллическом дисплее, смонтированном на стене. 10:07 минут».
Но даже не это главное. «Эрмитаж» на удивление – не сноб. В нем проводят экскурсии для мам с колясками, занятия с детьми ведут, сидя перед картиной на полу, а бахилы в нем в принципе не предусмотрены. Как-то справляются без них.
Кунсткамера
Считается, что Кунсткамера – это «про заспиртованных уродцев». И в музее они действительно есть: собственно, вся история Кунсткамеры началась с того, что Петр I купил у голландского аптекаря Фредерика Рюйша коллекцию заспиртованных человеческих эмбрионов, младенцев и частей их тел. В те годы коллекция была важна как наглядное пособие. Сейчас посетители с более-менее крепкой нервной системой тоже могут прогуляться по «анатомическому залу», но и кроме него в музее много интересного.
Дети явно оценят залы, где можно посмотреть на «как настоящих» представителей самых разных народностей мира – в национальных костюмах и занятых привычными делами: кто охотой, кто разведением огня, а кто – ритуальными танцами.
Но самое интересное, пожалуй – это обсерватория. Она совсем небольшая, водят в нее только организованные группы с экскурсоводом, подниматься приходится по настолько крутой винтовой лестнице, что кажется: еще чуть-чуть, и потребуются таблетки от укачивания.
В обсерватории – глобус. Размеры его таковы, что подозреваешь: создатели явно планировали создать копию Земли в масштабе 1:1, но чуть-чуть не дотянули. Материки на нем указаны такими, какими их видели в 17‑м веке. Австралия, например, называется Новой Голландией, на месте нынешних Алжира, Туниса и Марокко раскинулась Варвария, а место Бразилии занято Страной Амазонской.
Внутри глобуса – еще один глобус. Он изображает звездное небо. В прежние годы посетители садились за столик на платформе и катались внутри, изучая созвездия.
Спас на Крови
Официальное название этого храма – Собор Воскресения Христова. Построен он был ровно на том месте, где в 1881 году бомбисты-народовольцы убили царя Александра II. Внутри храма есть специальное место – сень. Поставлена она именно там, где бомба попала в ноги императору.
Но приходить в Спаса на Крови нужно за восхищением. Абсолютно вся поверхность его стен и потолка покрыта мозаикой. Экскурсоводы говорят, что площадь мозаичного покрытия равна площади футбольного поля и что выкладывали мозаику вручную более 12 лет. Даже иконы здесь – из мозаики: в сыром климате Санкт-Петербурга фрески быстро выцвели бы, а мозаика – вечна.
В советские годы храм пытались взорвать, но помешала война. Он долгие годы использовался как овощехранилище (Посмотрите, пожалуйста, на фотографии фресок. Это вот было овощехранилищем. Чудны изгибы человеческого разума!) и как помещение для театрального реквизита.
Экскурсоводы рассказывают байку: в начале 70‑х годов храм все-таки признали культурным наследием и начали восстанавливать. Правда, он так долго стоял в лесах, что ленинградцы шутили: когда снимут леса со Спаса на Крови, Советский Союз, наверное, рухнет.
Леса сняли в апреле 1991 года.
Ну, а дальше вы знаете.
Музей «Гранд Макет»
Самое нелепое в этом музее – его название. Кажется, это что-то из серии стихийных рынков и золотых унитазов. На самом деле, «Гранд Макет» — живой музей страны. Честный, настоящий и цепляющий бесконечно. Его целевая аудитория – дети 5 – 10 лет. Но это, видимо, что-то из области психологии: все, что делается умного для аудитории младших школьников, автоматически увлекает человечество в целом.
По форме это – огромный макет России от Дальнего Востока до Калининграда. Не буквально: «это вам Хабаровск, а это – Когалым», а по смыслу: есть Сибирь и Кавказ, есть города и деревни, есть заводы и парки и даже пробки автомобильные есть.
Никакого пафоса и никакого самоуничижения. Хрущевки? Значит, хрущевки. «Слава труду» — значит, слава. А козу должны Зойкой звать. Это важно.
Музей логистики
Совсем небольшой музей в промышленной зоне Васильевского острова. Пока он открыт в выходные дни, а в рабочие работает по предварительной записи. Но промзона сколько станет хипстерским местом на манер «Новой Голландии», а музей имеет все шансы стать местом проведения досуга хипстерских детей. Он расположен внутри контейнеров для перевозки морских грузов. То есть даже стены музея – это его экспонаты.
В музее можно увидеть советскую бензоколонку «в разрезе», запустить поезд на магнитной подушке, попытаться провести корабль по фарватеру Невы, не задев ее берега (пока ни у кого не получилось). Взрослые надолго зависают над головоломкой «обеспечь Европу российским газом».
Потому что логистика – это любое перемещение с одного места на другое. И на газ она тоже распространяется.
Музей «Эрарта»
Возле дверей в «Эрарту» стоит лавочка, на которой написано: «Искусство не умрет, оно само кого хочешь убьет!» С этим оптимистичным девизом в «Эрарту» и стоит заходить.
Музей разделен на два крыла. В правом – временные выставки, в левом – постоянная экспозиция. Смотреть можно и то, и другое. Современное искусство тем и прекрасно, что, разглядывая его, невозможно почувствовать себя профаном. Оно имеет право нравится и не нравиться, веселить и раздражать.
Картины и инсталляции в «Эрарте» разные. Много ироничных, причем некоторые – юмористические, а некоторые доведены до крайней степени сарказма. Есть и те, от которых впадаешь в глубокое уныние или оторопь. Инсталляция Юрия Рыбакова «Старший брат», где револьвер направлен в середину яйца,лежащего в гнезде из колючей проволоки, вытаскивает из подсознания страх, который ты вроде бы и не переживал. А вот бабушки-дедушки твои, знавшие сталинские лагеря – не понаслышке. «Убей врага в зародыше» — лейтмотив этого произведения.
В «Эрарте» можно провести несколько часов – участвуя в квестах для детей или читая аннотации к картинам. Да, их действительно стоит читать: аннотации здесь написаны настолько легким и сочным языком, что воспринимаются почти как приключенческий роман.
Редакция благодарит благотворительный фонд Владимира Потанина и коммуникационное агентство КРОС за помощь в подготовке публикации.
18+