Феномен тринадцатой «Чайки»
15 декабря 1958 года на Горьковском автомобильном заводе был собран первый серийный автомобиль ГАЗ-13 «Чайка». (Газета «Автозаводец» №245 16 декабря 1958 года, г. Горький)
Автомобиль ГАЗ-13 «Чайка», по праву считающийся одним из самых удачных технических и эстетических образцов отечественного автомобилестроения, служил визитной карточкой СССР. Появление автомобиля “Чайка” в нашей стране было революционным, как по дизайну, так и по количеству технических новинок. Без этого автомобиля не проходило ни одно важное событие в стране – парад Победы, встреча важных иностранных гостей, чествование космонавтов… Автомобиль трудился в представительствах советских посольств за рубежом, обслуживал иностранные дипломатические миссии дружественных стран, ЗАГСы и Интурист.
В первую очередью, в самом начале своего «полёта», автомобиль воспринимался как один из символов светлого будущего, воплощением трепетной мечты:
Тётка Люся – мать моего одноклассника и продавщица колбасы, водки и селёдки — вернувшись летом 1958 года с ВСХВ, восхищённо рассказывала о новом автомобиле «Чайка», который она там увидела. Она искренне верила, что при коммунизме у каждого советского труженика будет такая «Чайка». А до полной победы коммунизма осталось всего каких-то двадцать лет…
(А. Новиков / Зубастик, московский фотограф, автор книги-фотоальбома «Автомобили иностранных дипломатов в СССР»)
На первых рисованных проспектах В/О «Автоэкспорт» автомобиль демонстрировали в совершенно немыслимых для советского народа комбинациях окраски. Подобно американским собратьям «Чайка» была представлена на фоне семейных сцен, среди модно одетых молодых людей с детьми, домашними питомцами и с большим количеством багажа. Но это было лишь проявлением советского романтизма, свойственным нашей стране в эпоху «хрущёвской оттепели».
И лишь на закате своего звёздного пути, позже, почти через два десятилетия, к мечте всё-таки можно было прикоснуться: по редкому и счастливому случаю автомобили, исчерпав свой основной ресурс, отдав долг родине и немного потеряв свой блеск и лоск, стали поступать в ЗАГСы.
Народу она бы пришлась не по карману. Так до денежной реформы 1961 года себестоимость «Чайки» составляла примерно 252 000 рублей, в то время как розничная цена М‑21 «Волга» — 17 400 рублей (1957г.), что почти в 14,5 раз превышало стоимость «народного» автомобиля. И если представительский предшественник ГАЗ-12 поступал в розничную продажу по цене в 40 000 руб., то при высокой себестоимости «Чайки» это практически было невозможно. Советская номенклатура не желала делить автомобиль с простым людом, да и получала она его по цене ниже себестоимости.
Тем не менее, каким бы странным это не показалось, «ненародный» автомобиль, практически сразу завоевал народную любовь. О таком автомобиле можно было только мечтать!
Практически сразу после начала своего производства, «Чайка» поступила на государственную службу и вскоре приобрела, за редким исключением, чёрный окрас, ведь любому солидному чиновнику полагается чёрный костюм-тройка, Так и появилось выражение: «Чайка» должна быть чёрной».
В наше время ГАЗ-13 — достойный образец для коллекционеров советской автомобильной классики, пока ещё часто встречающийся на постсоветском пространстве и в странах бывшего соцлагеря. Цена на него сегодня колеблется от 2 – 3 млн. рублей за более-менее комплектный автомобиль, до 18 млн. рублей за автомобиль прошедший полный цикл правильной реставрации.
Автомобиль ГАЗ-13 «Чайка» — пример и вызов новым поколениям отечественных автомобилестроителей, ценный вклад в историю индустриальной культуры страны, состоявшийся бренд великой державы — наше наследие!