Крещенский сочельник: зачем нижегородцы ныряют в прорубь?
«Я в этом году купался только один раз – на Крещение», — шутка, которую любили повторять летом 2017-го, сегодня стала реальностью: возле купелей (именно так следует называть проруби в озерах и реках в праздник Крещения) порой выстраивались даже очереди. Правда, небольшие.
Лет пятнадцать назад желающих «смыть с себя все грехи» было на порядок больше. Проруби при этом оставались именно прорубями: просто вырезанными дырами во льду, которые делали для себя моржи.
Сегодня купели сооружаются с максимальным комфортом: они «ограняются» в деревянные «рамы», к ним ставят перила, ступеньки, на берегу обязательно – шатер для переодевания, лавочки, горячий чай. Дежурят машины МЧС, полиции, несколько бригад «Скорой помощи»…
А вот былого ажиотажа уже не видно.
- Раньше как-то народнее все было, — мужчина неопределенного возраста почесывает наколку на груди. – Сейчас слишком официально.
Рассуждать об официальности, стоя в одних сланцах и плавках, довольно странно — но мы все-таки пытаемся.
- Много людей к вам обращается? – подхожу к врачам «Скорой помощи».
- Пока никто не подходил, — улыбаются они.
- То есть – спокойное дежурство?
- Вот когда оно закончится, тогда и скажем, спокойное было или нет, — к одному из врачей в это время нетвердой походкой подходит девушка с мокрыми волосами. Нет, все нормально: просто спросила, где тут горячий чай.
А некоторая заторможенность в движениях – такое бывает у многих, особенно тех, кто ныряет в прорубь раз в несколько лет.
Еще пять лет назад национальной крещенской забавой было – привести с собой детей и окунуть их в прорубь. Сегодня ни одного ребенка встретить не удалось. Да и девушек, нырявших в холодную «иордань», оказалось совсем мало. В основном в январские воды озера ныряли мужчины.
Худощавый бородатый купальщик долго не решается опуститься в прорубь, топчется на одном месте. Затем, словно собравшись, резко сбрасывает сланцы, спускается по ступенькам в озеро… и, едва коснувшись воды, тут же выскакивает. Но при этом не забывает кричать: «Ух, хорошо!»
Другой, постарше и посолиднее, спокойно, будто на курорте, проплывает два метра до другого края проруби, разворачивается и плывет обратно.
Третий заходит в купель, крестясь, трижды окунается с головой, и снова крестится.
Четвертый, вынырнув, первым делом ищет глазами не полотенце, а свою девушку с телефоном: «Ну чего, сфоткала? Сфоткала меня?»
Пятый…
Их много. Каждый – со своей историей. Каждый – со своей мотивацией. Не все знают, что непосредственно церковный обряд заканчивается чином великого освящения воды (его еще называют Великой агиасмой), а купание в проруби – это не «смывание грехов», а всего лишь традиция, укоренившаяся в народе и не имеющая отношения к православным догмам.
Да и в прорубь далеко не все ныряют по религиозным соображениям. «Проверить себя» — пожалуй, такой мотив встречается даже чаще.
А между тем, по церковным канонам вся вода (даже та, что льется 19 января из водопроводного крана) считается святыней. И относиться к ней нужно благоговейно, запасая на год – до следующего праздника Крещения.