«Мы встречаем рассвет первыми». Рассказы о Камчатке
Камчатка — самая восточная часть территории России. Жители этой отдаленной точки на карте нашей страны встречают рассвет на 9 часов раньше москвичей. Вместе с камчадалами, так называют жителей полуострова, встречают рассвет и многочисленные представители флоры и фауны.
Удивительно, но на каждые 10 – 15 камчадал приходится 1 медведь. На Камчатке почти каждый местный житель может поведать о неравной схватке человека и медведя Хотя у человека в столкновении с хищником практически нет шансов на выживание, счет пока не в пользу медведей: в этом году было убито более 50 медведей, и только один человек растерзан.
Наше путешествие по Камчатке было не совсем обычным, потому как большинство туристов предпочитает пешие маршруты на вулканы или сплав по рекам. Для нашего путешествия мы выбрали яхту с суровым названием Viking. Хотя яхт на Камчатке не наберется и десяти.
Совершим небольшой экскурс в историю. В 1729 году Витус Беринг открыл Авачинскую губу — вторую в мире по величине бухту, которая является главными транспортными «воротами» Камчатки.
На Камчатку морское сообщение является основным, если не единственным, небольшая часть товаров завозится воздушным транспортом.
Нормальных дорог на материк нет. Местные любители бездорожья иногда собираются и отправляются покорять путь от Петропавловска-Камчатского до Магадана. Это сложное и очень опасное приключение.
На выходе из Авачинской бухты, с завистью посмотрев на многочисленных рыбаков, отдав честь «Трем Братьям» — трем выступающим из воды столбообразным скалам — символу Авачинской бухты и города Петропавловска-Камчатского, мы держим курс на юго-запад Авачинского залива. До бухты Русской идти нам предстояло 40 морских миль (1 морская миля — 1815 метров).
На выходе из бухты мы поставили стаксель. Ветер раздувал до 24 узлов, под большим креном мы разогнались до 10 узлов (1 морская миля в час). Надо сказать, что для парусной яхты это довольно внушительная скорость.
Переход занял порядка шести часов. К полднику мы добрались до бухты.
Бухта Русская остается неизменным пунктом в программе посещения туристами со всего мира. Вплоть до 1952 года она отмечалась на картах под старым названием, уходящим корнями к ительменам — Ахомтен.
Но туристов мы здесь не нашли, зато обнаружили два рыболовецких судна, пополняющих запасы пресной воды.
Оказывается, бухта Русская имела довольно большое стратегическое значение в годы Великой отечественной войны. Через Тихий океан отправлялась почти половина всех грузов военной помощи СССР от союзников по антигитлеровкой коалиции — около 9 млн. тонн, и тысячи тонн гуманитарной и благотворительной помощи.
В одиночном бесконвойном плавании на линии Америка-Владивосток курсировали только суда под советским флагом и с советским экипажем на борту. Таких судов насчитывалось около 300, а интенсивность работы была несравнима ни с довоенными, ни с послевоенными годами.
А Петропавловск-Камчатский, защищенный минными полями, служил основным перевалочным пунктом на этом маршруте. В бухте Русская располагался 3‑й военно лоцманский пункт.
В бухту впадают множество рек, а в августе они особенно полноводные, ведь в этом время идет активное таяние снега в горах. Да-да, зимой тут сугробы вырастают до семи метров!
Военные, дабы не черпать воду из реки, проложили трубопровод. Суда, приходящие в бухту, швартуются у старых затонувших кораблей, снаряжаются водой и моют палубу.
Отдельно стоит рассказать, а лучше увидеть два затонувших судна, соединенных вантовым мостом друг с другом. Корабли стали настоящими арт-объектами, на них появились граффити.
Мы заполнили наши баки водой, половили рыбу. В одной даже икру нашли и приготовили «5 минутку», которая на утро мигом ушла с блинами.
А чистить рыбу, свежую горбушу или кижуча, одно удовольствие — руки после чистки совсем не пахнут рыбой. Я даже, как химик, был удивлен этому факту.
А на утро мы отправились «за поворот» смотреть на сивучей (крупнейший представитель семейства ушастых тюленей — Eumetopias jubatus, также известного, как северный морской лев Стеллера), но про них в моем следующем рассказе.