Неуловимые мстители. История стрит-арта от Америки до Нижнего Новгорода
«Есть четыре основных потребностей человека: еда, сон, секс и месть». Одна из цитат самого таинственного стрит-арт художника современности Бэнкси такая же острая и емкая, как и его работы. Как и любые объекты уличного искусства, самого честного, самого откровенного, самого противоречивого.
На самом деле потребностей не четыре, как сказал Бэнкси, а пять. Искусство зародилось тогда, когда появился первый человек, и стало такой же неотъемлемой потребностью homo sapiens. Древний человек взял в руки осколок камня и начертил на стене в пещере первое в своем роде граффити.
Граффити является одним из разновидностей стрит-арта или уличного искусства. Само слово «граффити» с итальянского переводится как «нацарапанный».
Самые первые граффити появились более 30 тысяч лет назад и представляли собой наскальные рисунки, изображающие сценки из жизни доисторического человека.
В те далекие времена, когда еще не придумали кисти и краски, фотошоп и corelDRAW, такой вид искусства был единственным способом выразить свои эмоции и впечатления, запечатлеть свою историю для потомков.
В наши дни, когда у художника инструментов больше, чем вдохновения и сюжетов, удивить зрителя становится все сложнее. Художникам оказывается тесно в музеях и они выходят на улицы, чтобы подарить свое творчество простым людям, чтобы выразить свою позицию, свои мысли и чувства на городских стенах, чтобы разбавить унылый урбанистический пейзаж.
Вандализм или искусство.
«Говорят, что граффити пугают людей и олицетворяют упадок общества. Но граффити опасны только в воображении трех типов людей: политиков, рекламщиков и тех, кто рисует граффити». Бэнкси.
В современном понимании граффити как отдельное направление искусства зародилось в 60 – 70 гг. в Америке. Тогда стрит-арт носил явно общественно-политический оттенок. Уличные художники пытались донести до жителей городов свою общественную позицию, нанося надписи и изображения на стены и фасады домов.
Подробно об истории граффити можно узнать на сайте американских олдскульных стрит-арт художников.
Первый художник граффити стал известным, естественно благодаря СМИ. О художнике по имени Диметриус написали в The New York Times. Он работал курьером и много ездил на метро. Под псевдонимом Таки 183 художник оставлял свои подписи в разных частях города. Жители Нью-Йорка были озадачены загадочными надписями в родном городе и стали выяснять. Так субкультура начала продвигаться в массы.
Конечно же, жители стали невольными свидетелями арт-объектов. Зрители разделились на два лагеря: на тех, кто считал, что художники граффити не более, чем вандалы, оскверняющие общественную собственность, а вторая половина попыталась мыслить шире и оценила настоящий вызов обществу, выражающийся в виде ярких надписей на полуразрушенных, унылых, серых стенах родного города.
Долгое время вплоть до 90‑х годов граффити существовали в виде «тегов»: так на языке субкультуры называется подпись «арт-банды» или команды «стрит-арт» единомышленников. Тэги от самых примитивных черно-белых надписей постепенно превращались в высокохудожественные дизайнерские логотипы.
Но настоящий толчок в развитии стрит-арта произошел в 90‑х, когда уличное искусство стало настоящим вызовом академическому искусству.
Неуловимый мститель уличного искусства.
«Представь себе город, где граффити не запрещены и каждый может рисовать,что хочет, город, где каждая улица переполнена миллионами цветов и маленькими надписями, где даже стоять на автобусной остановке не скучно, где каждый чувствует себя как на празднике, а не только агенты по недвижимости и олигархи. Представь себе подобный город и отойди от стены, краска еще не высохла».
Я скажу стрит-арт — вы скажите.. Бэнкси. До сих пор неизвестна личность неуловимого героя. Его работы известны по всему миру. Бэнкси был, пожалуй, первым стрит-арт художником, прославившим уличное искусство и вдохновившим многих начинающих художник.
Стрит-арт перестал быть дегенеративным искусством варваров и вандалов, а занял достойное место в иерархии академических жанров и стилей.
Стрит-арт. Наше время. Русский стандарт
В России стрит-арт начал активно развиваться уже в 21 веке. Сегодня отечественные художники вышли из подполья и могут представить свои прекрасные, яркие, честные работы всему миру, и главное, абсолютно бесплатно.
Яркое подтверждение «легализации» стрит-арт культуры — фестиваль современного искусства «Арт-овраг», проходящий ежегодно в Выксе.
Насколько похорошел город после того, как уличные художники раскрасили серые стены панелек и наполнили яркими красками мрачную пустоту завода.
Нижний Новгород тоже сильно продвинулся в последнее время. За последние несколько лет в городе появилось большое количество интересных, нестандартных и ярких работ от местных стрит-арт художников.
Конечно, у стрит-арта до сих пор много врагов. Многие люди по-прежнему считают граффити вандализмом, не понимают и не принимают уличное искусство.
Преображаются города, люди идут по улице и смотрят не на унылые, однообразные серые стены, а на яркие, местами провокационные пейзажи и портреты на фасадах домов. Стрит-арт помогает жителям городов приобщиться к культуре, стать немного лучше, подумать о себе и своих близких. И для этого совершенно необязательно идти в музей..
18+
В блоге использованы фотографии автора, с сайта фестиваля современного искусства «Арт-овраг», из книги Бэнкси «Wall and piece», а также из открытых источников.