Первый пошёл. Чем может быть вредно для ребёнка участие в таких конкурсах, как «Голос»
Первый канал аннулировал итоги финала шестого сезона проекта «Голос. Дети», признав, что на голосование было оказано «внешнее воздействие», которое в итоге и обеспечило дочери Алсу победу в шоу. Как выяснилось, за Микелу было совершено около 8 тысяч звонков с 300 номеров-ботов. Судя по всему её папа – бизнесмен Ян Абрамов решил таким образом поддержать дочь. Теперь можно только догадываться, каким стрессом обернётся вся эта история для самой Микелы.
Впрочем, по мнению ряда специалистов, подобные конкурсы вообще вредны для психики ребёнка независимо от того, победил он или нет.
Как же влияет участие в конкурсах на личность ребёнка? Об этом мы поговорили с нижегородским психологом Анной МИТРОФАНОВОЙ.
Остались без «Голос»
– Анна, стоит ли вообще детям участвовать в проектах, таких как «Голос. Дети»?
– Такие проекты, на первый взгляд, дают ребенку много возможностей показать свои музыкальные и в целом творческие способности, проявить свой талант, в одно мгновение стать известным.
Оценивание в таких конкурсах субъективное и не всегда отражает признание реальных способностей ребенка. Я думаю, многим детям, особенно дошкольникам и младшим школьникам, в силу возрастных особенностей будет трудно понять, почему, несмотря на их хорошее и правильное пение, выбрали другого. В этом случае могут начаться проблемы с самооценкой, трудности в общении, ребенок может замкнуться в себе или, наоборот, начать проявлять черты истерического поведения.
Очень большое значение в этом случае имеет поддержка семьи и правильное мотивирование ребенка не на обязательную победу, а на проявление своих творческих умений и способностей, на возможность потренироваться выступать перед огромной аудиторией, на развитие и совершенствование навыков владения собой в нестандартной ситуации.
– Чем рискует победитель? Он же опередил всех соперников, получил признание зрителей и жюри?
– Часто повышенное внимание к ребенку может привести к звездной болезни. Ребенок начинает всё воспринимать искаженно, у него появляется ощущение, что он лучше всех и так будет всегда.
Но ведь талантливых детей очень много, при этом далеко не все из них становятся талантливыми взрослыми. В этом случае для ребенка важно не терять чувства реальности, относиться к своей победе как к актуальному достижению и интересному жизненному опыту, но не рассматривать эту ситуацию в таком ракурсе, что теперь всё и всегда будет легко, не надо больше прикладывать никаких усилий, он и так «впереди планеты всей». Это возможно только при грамотной поддержке семьи и близких людей.
– Хорошо если ребёнок выиграл. А если проиграл? Он ведь может после этого вообще перестать верить в себя. Оправдан ли риск?
– Учитывая, что победителем в итоге становится один участник, вопрос о том, чем рискуют проигравшие, очень актуален.
Риск зависит от многих факторов. Это индивидуальные личностные особенности конкретного ребенка. В том числе его опыт выступлений, отношение к неудаче, мотивация и желание проявлять себя, умение объективно оценить обстановку и увидеть в ситуации проигрыша не поражение, а стимул к дальнейшим занятиям и развитию.
Также большое значение имеет отношение семьи к тому, что ребенок проиграл – будут ли родители поддерживать своего ребенка в этой ситуации и говорить о том, что любой опыт важен, или станут обвинять его в неудаче, говоря при этом о том, что нужно было больше стараться, громче петь и т.д.
Можно довольно условно сказать, что риск оправдан, в том случае, если ребенок сам очень хочет участвовать в шоу и при этом уже имеет опыт участия в других конкурсах. Если родители и педагоги создают правильные мотивационные установки, говоря о том, что участие в конкурсе – это, в первую очередь, жизненный опыт, и выигрыш не является чем-то обязательным, что конкурс – это всего лишь одна из возможностей узнать что-то новое, расширить свои представления о себе и о мире.
Призвание, а не признание
– Стоит ли рассматривать такие конкурсы, как стимул для развития?
– Дети начинают заниматься музыкой, в первую очередь, для общего развития и проявления своих способностей. Практически никто не знает, станет ли это в дальнейшем делом всей жизни. Но даже в случае наличия ярко выраженного таланта большое количество конкурсов может скорее навредить, чем помочь в развитии.
Конечно, развитие творческих способностей, особенно музыкальных, невозможно без опыта сценического выступления. Выступление на сцене дает возможность закрепить свои знания, усовершенствовать умения, развить коммуникативные способности, проверить себя. Но конкурсы нельзя считать главным стимулом для развития, так как риск негативных последствий очень велик.
Очень полезно участие не только в конкурсах, но и, в первую очередь, в фестивалях, концертах, где нет ситуации жесткого оценивания, а есть возможность и проявить себя, и получить необходимое любому человеку признание.
– Сегодня очень популярны различные детские модельные школы, ученики которых участвуют в конкурсах красоты. Но ведь это, по сути, уже совсем взрослый формат конкурсов. Стоит ли детям участвовать в них?
– Детские конкурсы красоты существуют около 60 лет, и всё это время идет спор об их необходимости и целесообразности. Часто среди положительных моментов участия ребенка в подобных конкурсах родители выделяют возможность ребенка попасть в модельный бизнес, новый опыт в самопрезентации, развитие устойчивых личностных качеств.
Но, с точки зрения детского психолога, негативный опыт участия детей в конкурсах красоты полностью перечеркивает любые возможные положительные стороны. Вред, причиняемый детской психике, может иметь очень серьезный, а в некоторых случаях – необратимый характер.
Ребенок может вырасти полноценной личностью только в том случае, если осознает, что он неповторим, что он хороший, что его любят. Если у ребенка будет впечатление, что только красивая внешность дает право на восхищение и признание, в дальнейшем возникнут проблемы с самооценкой, с принятием себя, вплоть до самых тяжелых последствий. Особенно это касается подростков.
Милый ребенок, победитель детских конкурсов красоты в ходе естественного взросления может потерять часть своего детского очарования. А ведь еще могут возникнуть подростковые проблемы с кожей, весом, голосом…
Если ребенок вырос с ощущением первичной значимости внешности, такие возрастные особенности могут привести к серьезным психологическим проблемам, вплоть до попыток суицида.
Если в конкурсе красоты участвует дошкольник или младший школьник, то он просто в силу своих возрастных возможностей не сможет осознать необходимость участия в таком конкурсе, но уже получит ненужный в этом возрасте опыт оценивания своей внешности.
Здесь дело не только в том, что внешность ребенка не является его достижением, но и в том, что у ребенка появляется ощущение, что его любят только за красоту, особенно если родители постоянно об этом говорят и вся жизнь семьи строится вокруг очередного конкурса.
Возникает искусственная изоляция ребенка от социальной среды, что ведет не только к нарушению социальной адаптации и умения взаимодействовать с людьми, но и формирует у ребенка ложное чувство своего превосходства.
Много лет назад один из подростков, которого привели на консультацию после проигрыша на конкурсе красоты в связи с возникшими психологическими проблемами, сказал мне слова, которые я помню до сих пор и которые стали лейтмотивом моей дальнейшем работы в подобных случаях: «Я вырос с ощущением того, что я – породистая собака, которую воспитывают только для победы на выставке. Меня кормят, моют, причесывают, водят к врачам и стилистам. Но мама ни разу не спросила меня, а хочу ли я жить именно так».
Основное, на мой взгляд, – это дать ребенку возможность спокойно развиваться, видеть и познавать на собственном опыте многообразие мира, различных возможностей, которые дает нам жизнь. Тогда все природные способности и склонности ребенка будут проявляться в нужное время.
Еще в XVIII веке известный философ Жан-Жак Руссо сказал: «Природа хочет, чтобы дети были детьми, прежде чем быть взрослыми. Если мы хотим нарушить этот порядок, мы произведем скороспелые плоды, которые не будут иметь ни зрелости, ни вкуса и не замедлят испортиться. У ребенка свое особое умение видеть, думать и чувствовать; нет ничего глупее, чем пытаться подменить у них это умение нашим. Дайте детству созреть в детях».
Я думаю, эти слова не теряют своей актуальности и в наши дни.