Почему жители Твери поставили памятник Михаилу Кругу?
На бульваре возле главной пешеходной улицы в Твери (пара сотен метров от администрации города) стоит памятник Михаилу Кругу.
Памятник, с которым можно присесть рядом, положить руку на плечо, сфотографироваться… Мне кажется, это один из показателей того, что Тверь всерьез нацелена на развитие туризма.
- Памятник Кругу? Как такое вообще возможно?! Это же – который «Владимирский централ, ветер северный…», — моя высокоинтеллектуальная знакомая легко, «как тут и было», спела припев к гимну российского шансона.
- Вот видишь, ты тоже его знаешь. И все знают. В музей, может, не пойдут, а сфотографироваться с памятником – да, — выстраивая маршрут по Твери, памятник Кругу я отметила первым пунктом. И еще Музей козла.
Наверное, жители Твери хотели бы показать гостям города что-то солидное и пафосное. Что-то такое, на что гости города скажут: «О!» — и присядут в книксене.
Но жители Твери разгадали секрет, который жителям многих других городов пока еще предстоит разгадывать: турист едет посмотреть на то, что вызывает его эмоции. Монументальный памятник на трехметровом постаменте – ну, так. Мы такие памятники видели миллион раз. А вот памятник личности неоднозначной, но в народе любимой – особенно тот, с которым можно поговорить по душам, непременно притянет.
Кстати, монументальный тоже можно сделать вполне интерактивным: на набережной Афанасия Никитина стоит памятник собственно Афанасию Никитину. Монумент на постаменте, а рядом с ним – чугунная ладья, будто уходящая в Волгу. На ладью легко залезть и сфотографироваться. Туристы фотографируются.
Мне хочется приехать в Тверь через пару лет и посмотреть, как она изменилась. Пока здесь есть туристический рай – и есть места, которые должны стать раем, но сами тверичи (надеюсь, я правильно называю жителей Твери?) их либо не замечают, либо руки не дошли.
Набережная Афанасия Никитина упирается в Стрелку: место слияния Волги и Тверцы. Памятуя о том, сколько нервов было сожжено нижегородцами во время их борьбы за Стрелку Волги и Оки, отправляюсь на тверское слияние двух рек: наверняка там должно быть что-то очень.
На слиянии двух рек – площадка с побитым жизнью-молью асфальтом, заборчик и большие буквы «Тверь» из пластмассовой травы. И ни одной живой души. А вид, между тем, со Стрелки открывается красивый: реки вполне полноводны, строения на тех берегах – привлекательны. И, облагородь территорию и немножечко подтолкни телегу пиара в направлении «слияние двух рек – чудесный вид, от которого замирает сердце, место для признаний в любви и предложения руки и сердца» — на Стрелку придут и туристы, и местная молодежь.
Впрочем, надеюсь, со Стрелкой тверичи разберутся в ближайшие годы. Судя по тому, как полнокровно живет их главная пешеходная улица, они понимают: хороший город – это когда его жителям хочется выйти «в люди».
Улица Трехсвятская – почти копия нижегородской Большой Покровской – она тоже купеческая, тоже пешеходная, тоже наполнена магазинами и кафешками под завязку. По ней так же приятно гулять, слушая уличных музыкантов и рассматривая синие, зеленые, красные, фиолетовые прически молодежи (вы тоже заметили, что сейчас стало модно красить волосы в цвета детских карандашей?)
Но самое интересное в Твери место для прогулок – Двор Пролетарки. Формально это – название улицы. В реальности – огромный кусок истории.
В 1856 – 1913 годах в Твери строился Морозовский городок – целый комплекс зданий для работников «Тверской мануфактуры» и соседних фабрик. Всего 50 зданий: жилые, общественные, хозяйственные. Википедия утверждает, что это – первый микрорайон, построенный в России и я склонна ей верить.
Сегодня все это называется «улица Двор Пролетарки». Здесь живут. Влюбляются и женятся. Растят детей.
Долго пытаюсь подобрать определение этому явлению – и не могу. Это не трущобы, хотя в иные подъезды трудно зайти, а длинные коридоры навевают на мысль о том, что кухни и туалеты в некоторых домах, кажется, общие.
Это не сталинки, хотя высота потолков здесь – зашкаливающая, а прочность стен такая, что Нижегородской кремль может признать Двор Пролетарки за собственного брата.
Это, упаси боже, не элитное жилье, хотя в некоторых домах – всего по восемь квартир на подъезд, и подъезд этот закрыт на кодовый замок и вокруг него – слишком чисто, чтобы можно было сказать, что чистота эта – случайна.
Это иллюстрация жизни – как она есть.
Три окна друг над другом: на первом этаже – пластик, на втором – деревянные рамы, на третьем – подкопченные и разбитые.
Выбитое окно подъезда, за которым – чугунная лестница «как из исторического кино».
Здания вековой надежности – и табличка «машины не парковать, стена в аварийном состоянии».
Мне кажется, местные фотографы должны вставать в очередь за право поснимать в такой локации. Каждый снимок, сделанный здесь, будет нести такой эмоциональный заряд, что – ты подумай еще, фотограф, не использовать ли его в военных целях?
А с памятником Михаилу Кругу я сфотографировалась. Хоть и не знаю ни одной его песни, кроме «Владимирского централа».
0+