Просто Марина
28 октября не стало Марины Валерьевны Ливановой. Или, как писали в титрах фильмов, Либакова-Ливанова. Она была телекумиром для многих нижегородцев.
«Нижегородская правда» собрала воспоминания тех, кто хорошо знал Марину Валерьевну.
Марина Кулакова: «Когда мы познакомились, а это было в 86‑м году, осенью, на телевидении, она взялась разрушать мой личный аут, в который я тогда попала. Состояние моё было крайне тяжёлым и мрачным, и на то были серьёзные причины. Её вхождение в мою жизнь было непредсказуемо: в мои глаза огромными карими глазами заглянул королевский шут, рассмешил, и привел к королеве. Шутом была она, и королевой тоже. Дар комической актрисы — еще слабо сказано, это был клоун-эксцентрик, натуральный природный шут в неожиданном обличье восточной красавицы. «Королевишна» – вот, пожалуй, так будет точнее… хоть и не передать этого искрящегося смешения: детского и величавого, манерного и доверчивого, нарочито-сказочного и весело-естественного, что было в ней.
Она была актриса, но что-то всегда подсказывало мне: свои излюбленные роли она учила не в этой жизни. В ней была тайна, мистика, чара. В неё влюблялись мужчины и женщины до обожания, до абсолютного поклонения…
Иногда она просто читала стихи – Парнок, Петровых, Цветаеву… Или прозу – Бунина. «Чистый понедельник»… это о ней.
Её чтение, и её внимание окатывало волной нежности,
музыкой неожиданных созвучий и великолепием дорогих, драгоценных интонаций. Она одаривала — своим голосом, красотой. Стихами, смыслами. Ей нравилось быть празднично-щедрой»
Марина Ливанова родилась 30 мая 1952 года в Горьком. Закончила факультет истории и английского языка ГГПИ им. Горького, в 1978 году — актерский факультет Высшего театрального училища имени Б. В. Щукина с «красным» дипломом, после чего по приглашению П. Н. Фоменко начала работать в Ленинградском государственном академическом театре комедии, откуда перешла в театр Аркадия Райкина.
Александра Шарова: «В начале лета Марина жила у меня на даче. Я попросила ее озвучить своим неповторимым голосом аудио-экскурсии по Рождественской и Покровской, и хотя видела, что работа дается ей непросто, но даже предположить не могла, какого это требовало от нее мужества. Не знала, что дело зашло так безнадежно далеко.
Ездили в соседний Богородск, и Марина, которая преподавала последние годы сценическую речь, имитировала местный говор и насобирала чудесных выражений, которые произносятся местными жителями с неповторимой волжской интонацией. Например – «Вот ведь чо!».
Подолгу сидели на веранде, смеялись, рассказывали друг другу байки. До этого не виделись несколько лет, и баек этих накопилось …
Я сфотографировала Марину с Дусей.
Когда восстанавливали из руин Арсенал нашли череп женщины XV века, по нему в мастерской Герасимова восстановили облик. Назвали Дусей.
Можно одеть висящие рядом наушники и послушать, как Дуся рассказывает о своей жизни. Рассказывает голосом Марины Ливановой. Вот так – человека нет, а голос остался.
Мы, с Анной Марковной, собирались поехать навещать Марину в понедельник.
И вот, как всегда в таких случаях бывает, не успели.
Прости, Марина»
В 1991 году вышел фильм «Враг народа Бухарин», где Марина Валерьевна сыграла Надежду Аллилуеву.
Алексей Козлов: «Работая на Горьковском телевидении вспомнился такой случай. В студию новостей перед эфиром влетает Марина Ливанова и спрашивает у меня как сыграла хоккейная команда » Торпедо». Я с иронией сказал ей ‚что «выиграла». После чего в прямом эфире Марина поздравила болельщиков Торпедо с трудной победой. Уже во время эфира стали поступать звонки от возмущенных болельщиков. Марина на меня тогда не обиделась, хотя повод был значительный. Прости меня, Марина. Тебя все любили и я тебя любил».