Смерть глазами ребенка
Взрослым людям всегда сложно говорить о смерти. Это одна из тем, которую многие стараются избегать. Боязнь смерти или танатофобия – распространенная фобия, терзающая современное человечество.
Если обратиться к истории, наши предки гораздо проще, можно сказать мудрее, относились к смерти. Язычники в древности верили в загробный мир и реинкарнацию, православные на Руси верили в то, что душа попадет в рай и упокоится.
Дети наших предков с самого рождения видели смерть, слышали о ней от родных, из сказок. Детей брали на погребальные обряды, никто даже и не думал ограждать малышей от того, что неизбежно.
Сейчас время изменилось. Взрослые боятся смерти и не знают, как объяснить ребенку, почему жил человек, а теперь его не стало. Многие родители даже из книжек исключают абзацы про смерть персонажей, придумывают альтернативную концовку.
Что делать, когда умер близкий ребенку человек? Рассказывать ребенку о смерти близкого или нет? Кто и как должен объяснять малышу о трагедии в семье?
На эти вопросы “Нижегородской Правде” отвечает эксперт — психолог, гештальт – терапевт Анна Дубова.
- Нужно ли говорить ребенку правду о смерти близкого?
- Говорить ребенку правду в любой ситуации важно, это вопрос уважения к ребенку, вопрос принятия его чувств.
В некоторых случаях мы не всегда уверены, что психика ребенка выдержит. Существует соблазн «уберечь» ребенка, скрыть часть информации или исказить ее полностью.
Скрывая или изменяя факты, взрослые не помогают, а наносят вред личности ребенка и его психике. Это не забота о ребенке, это забота о себе и своих чувствах. Таким образом, взрослый защищает себя от дополнительной боли и от ответственности за возможную реакцию ребенка.
У детей очень хорошо развита интуиция, эмоциональная связь с родителями сильна. Все происходящее в семье, безусловно, отражается на детях. Дети и так почувствуют, что в семье произошли изменения, к тому же они естественно заметят факт физического исчезновения близкого.
Не понимая причин, ребенок может погрузиться в стрессовое состояние, чего не произойдет если ему спокойно и доверительно рассказать о случившемся. Неизвестность и неопределенность всегда вызывает тревогу.
- Как объяснить так, чтобы не травмировать психику малыша?
- Однозначно взрослый должен подготовиться к такому разговору, приготовится к тому, что ребенок может начать задавать неожиданные вопросы.
Разговор лучше начать в спокойной и уединенной обстановке. Говорить с ребенком лучше самому близкому к ребенку члену семьи, оставшемуся из родных. Ребенку важно объяснить, почему произошла смерть.
Если человек болел, нужно объяснить, что только некоторые болезни опасны, а остальные излечимы, что новые лекарства постоянно находят, чтобы у ребенка не возникал страх (заболеть самому или, что кто-то еще заболеет).
Ни в коем случае не нужно откладывать разговор: чем раньше он состоится — тем спокойнее и легче будет ребенку справиться. Кроме того, если ребенок старше 6 – 7 лет, то отложенная информация вызовет обиду, злость и последующее недоверие за то, что не сказали (как можно доверять тем, кто тебе не говорит правду сразу).
- Способен ли ребенок осознать, что такое смерть, почему люди или животные умирают?
- Чисто с психологической точки зрения, ребенок не способен осознать полностью, что такое смерть. Само понятие «осознавание» появляется с развитием функции мышления, и понятно, что оно не возникает сразу.
Смертность, вечность, бытие или небытие – это абстрактные понятия, а у ребенка вплоть до подросткового возраста мыслительные процессы конкретны, абстрактное мышление формируется только к 13 – 14 годам. Поэтому дети воспринимают смерть по-своему.
В раннем возрасте – просто как факт, данность. Лишь в некоторых случаях при повышенной эмоциональности дети начинают сильно бояться смерти, и тогда им требуется помощь психолога. Но, в целом, при правильном поведении родителей (когда обстановка в семье спокойна, нет депрессивных родственников, не звучат манипулятивные угрозы «будешь так себя вести, то я уйду навсегда») дети испытывают к вопросу смерти скорее интерес – что это значит? а что дальше? а как это? И здесь важно, чтобы родитель был готов ответить на эти вопросы.
В принципе, сама традиция рассказывать сказки – это и есть подготовка детского сознания к факту смерти, как части жизненного процесса. В некоторых сказках умирают персонажи, во многих сказках говориться о том, как другие персонажи переживают смерть героя.
- Нужно ли брать ребенка на похороны? С какого возраста?
- Это очень индивидуальный вопрос и зависит от религиозности членов семьи и правил, которых они придерживаются.
Дети – такие же участники жизни, как и взрослые.
Важно понимать, зачем вы хотите взять ребенка на похороны, какая ваша цель. Если у родителей возникают сомнения, то лучше воздержаться от этого шага.
Также важно и то, с кем из родственников прощается семья. Если это самые близкие (мама или папа ребенка), то лишать его возможности «проститься» было бы неправильным, ведь похороны – это обряд, помогающий проживанию процесса прощания.
Что касается возраста, то маленьких детей лучше оставить дома. Дети до 5 – 6 лет полностью не смогут понять происходящее правильно. Ребенок школьного возраста имеет более развитое мышление и ему больше можно объяснить.
Если Вы решаете брать ребенка на похороны – то важно и здесь его подготовить – объяснить, зачем это и как все будет происходить, он должен понимать и услышать, что вы будете рядом и будете готовы уйти с ним, если что-то пойдет не так.