Сверхзвуковой эффект: в Казани откроется интерактивный музей ТУ-144
Самолет виден издалека. Белоснежный сверхзвуковой ТУ-144 так велик, что размерами, кажется, может сравниться с учебным корпусом казанского технического университета имени Туполева. Собственно, университету он и принадлежит – в 2019 году здесь планируют открыть первый интерактивный музей – внутри первого сверхзвукового самолета в мире.
- Научную мысль тогда подгоняла гонка: кто кого, — Алексей Рябов, старший преподаватель кафедры конструкции и проектирования летательных аппаратов, будь такая возможность, положил бы руку на фюзеляж самолета, — Советский Союз спорил с Англией и Францией. Нам было важно запустить ТУ-144 в полет раньше, чем французы сделают это с «Конкордом».
- Запустили? – пытаюсь ухватить взглядом сразу весь самолет. Не получается: он настолько длинный, что, реши отправить его на рейс «Москва – Нижний Новгород», он корпусом своим занял бы чуть не половину пути.
- Запустили. Самолет построили в декабре 1968 года, но почти две недели ждали летной погоды. Первый раз он взлетел 31 декабря 1968 года. В этом году будем отмечать 50-летний юбилей.
- А откуда и куда он летел? – мой шарф треплет реактивный казанский ветер: кажется, еще чуть-чуть, и я тоже улечу со сверхвуком.
- Он никуда не летел, — Алексей Иванович улыбается. – Взлетел на аэродроме в Жуковском, покружил – и через 37 минут приземлился там же.
В улыбке ученого читается: как же мало россияне знают о сверхвуковых самолетах!
Казань сама в последнее время развивается на сверхзвуковых скоростях: со стремительностью девочки-подростка, вступающую в пору расцвета и трансформирующуюся в ослепительную девушку, она превращается в европейский город (при этом не лишенный местного колорита), где одинаково хорошо чувствуют себя и история, и набережные с фонтанами и подсветкой («А в темноте многоэтажки на том берегу очертаниями своими напоминают Нью-Йорк, вы заметили?» — фраза одного из гостей Казани), и музеи совершенно непривычной формации.
Совсем скоро в Казань можно будет приезжать не только в аквапарк или на прогулку, но и чтобы покататься в кабине пилота сверхзвукового самолета. Именно покататься.
- Смотрите, как это будет, — Алина Хабибуллина, заместитель начальника управления по связям с общественностью КАИ рассказывает о проекте так, словно он для нее – синоним счастья, — под крылом самолета построим музейное здание: мы его чуть-чуть утопим в землю, чтобы не нарушать красоты ТУ-144. В нем будет музей истории. А вот внутри самого самолета сделаем интерактивную зону, где дети и подростки смогут изучать физику тем способом, какой им нравится.
- Это какой? – уточняю, понимая, что речь точно пойдет не о традиционных уроках.
- Ну, например, поставим небольшую аэродинамическую трубу, с помощью которой дети смогут проводить опыты. Нужно же подавать информацию так, чтобы подросткам было интересно! Конечно, часть салона оставим такой, какой она была, когда самолет летал на регулярных рейсах. А вот в кабине пилотов делаем полный интерактив вплоть до аэродинамической платформы: то есть у ребят будет абсолютная иллюзия того, что он взлетают на самолете, кружат над Казанью, садятся…
- Когда мы проводили испытания системы, сами поразились: неужели в кабине пилотов была такая тряска? И такой шум? И такие нагрузки? – вспоминает Алексей Рябов.
Здесь, пожалуй, стоит сделать экскурс в историю и самолетостроение. Мечтой построить самолет, который будет лететь быстрее скорости звука, мир заболел после Второй мировой войны. Ну, как заболел… В эпоху, когда Вторая мировая медленно, но верно сменялась Холодной, мечта трансформировалась в гонку. Великим державам непременно нужно было быть великими во всем – и уж тем более в сверхзвуковых полетах.
А преодолеть скорость звука – означало выйти на совсем иной уровень сложности. Только один момент: сверхзвуковым самолетам нужно летать на высоте около 17 километров (обычные гражданские самолеты выбирают высоту около 11 км). Семнадцать километров – это уже стратосфера, где воздух более разреженный – и это создает дополнительные сложности. Нет, они могли бы лететь и на 11 км – им так намного проще. Но тогда люди на земле закрывали бы уши от шума: настолько мощной была волна сверхзвуковых.
- В принципе, задача сконструировать самолет, приспособленный для сверхзвуковых полетов, вполне решаемая, — объясняет Алексей Рябов, — но ведь ему предстоит взлетать и садиться на скоростях ниже скорости звука – а здесь уже нужна другая конструкция! И как две эти разные «системы» объединить в одном самолете?
Этих «но», кажется, было столько же, сколько и направлений работы над сверхзвуковым самолетом. Решая одну проблему, конструкторы создавали другую, решая ее, натыкались на третью…
С французским «Конкордом» все было то же самое: законы физики действуют одинаково и в социалистическом, и в капиталистическом лагере.
И все-таки в 1975 году сверхзвуковой ТУ-144 совершил первый пассажирский рейс по маршруту «Москва – Алма-Ата». Время полета составило около двух часов, пассажиры были довольны, члены экипажа – тоже, но…
Сверхзвуковые самолеты так и остались экзотикой. Цена полета на них оказалась такой высокой, что сначала свою «летную сверхвуковую программу» свернул Аэрофлот, а через какое-то время и «Конкорд» перешел в раздел «история».
- А вам это зачем? – в который раз спрашиваю у сотрудников казанского технического университета. – Вы поставили самолет рядом со своим зданием, все рядом с ним фотографируются… Вроде бы можно на этом остановиться, люди и так рады.
- Ну это же обидно! Такая была мощная программа развития сверхвуковых самолетов, как ее можно забыть?! – восклицает директор фонда целевого капитала технического университета Мансур Сафаргалиев. – И еще. Знаете, сколько одиннадцатиклассников в Казани каждый год сдают ЕГЭ? Около 15 тысяч. А сколько среди них тех, кто в качестве предмета по выбору берет физику? Менее 5 тысяч. Потому что школам выгодно, чтобы их выпускники сдавали ЕГЭ по истории, обществознанию, географии – по этим предметам балл наверняка будет выше, чем по техническим, а значит, школа удержит свой рейтинг качества подготовки выпускников. Но тот, кто не сдал физику, не сможет поступить в технический вуз.
- То есть вам нужны студенты?
- Нам нужны люди, интересующиеся физикой. Вот с помощью этого музея мы и будем их заинтересовывать.
- Но вы все-таки не только на подростков ориентируйтесь, — чувствую, как и мои глаза начинают гореть, — взрослым тоже хочется «почти полетать» в кабине пилота.
- И для взрослых будет много интересного. Знаете, как мы готовили этот музей? – вспоминает Алина. – Создали программу, собрали фокус-группы: школьников, студентов, сотрудников авиационного завода (это филиал ПАО «Туполев»), предъявили им. «Нет, все не так», — ответили они. Хорошо, переделали программу, снова собрали фокус-группы. «Ну, уже лучше», — сказали нам. Но мы все равно переделывали ее — до тех пор, пока участники фокус-групп не сказали: «Классно!» Ой, а как мы везли этот самолет сюда, к университету! Он же стоял в другом районе Казани. Его вес – 80 тонн. Мы убирали у него крылья, снимали двигатель. Разбирали заборы, которые могли помешать ему на пути, снимали троллейбусные провода. Операция по перевозке длилась целую ночь!
- Ночь?
- Ну, чтобы не мешать жителям, мы везли его ночью. Хотите, видео покажу? – Алина загружает ролик с YouTube.
- Таких самолетов в мире осталось всего шесть, – говорит Мансур Сафаргалиев, — как вы думаете, мы могли позволить ему сгнить?
- А кто спонсирует ваш проект, ведь это десятки миллионов рублей?
- Да все понемногу. Выигрываем гранты, получаем помощь от предприятий – так и набираем деньги.
И нет смысла сомневаться и переживать: вдруг у вуза не хватит средств и он не сможет закончить проект своего феерического музея. Средства найдутся, проект закончит.
- Сверхзвуковые самолеты возродятся, как думаете? – спрашиваю казанцев.
- Вряд ли, — Алексей Рябов задумывается. – Вместо них теперь интернет. С его помощью мы можем делать ту работу, которая еще десять-двадцать лет назад требовала нашего физического присутствия. А если уж возникнет необходимость куда-то слетать, можно пересечь Атлантику и не торопясь, часов за десять.
Редакция выражает благодарность за возможность подготовки материала Благотворительному фонду Владимира Потанина и Компании развития общественных связей.
6+