H
H e
S L n s
с

В школах не учат работать с информацией?

В школах не учат работать с информацией?

Фото: pixabay.com

Следите за нашими новостями в удобном формате Перейти в Дзен

Это очень забавно – читать учебники, по которым учатся наши дети. Еще забавнее – изучать школьную программу. Точнее, это было бы забавно, если бы программа была отдельно, а дети – отдельно.

И если бы мы могли относиться к ней умозрительно, по принципу: «Надо же, какую странную кракозябру придумали – хорошо, что в нашей жизни ее нет».

А в нашей жизни она есть. Родители первоклассников, второклассников, восьмиклассников и даже одиннадцатиклассников жалуются на то, что в школьной программе детям приходится изучать (я сейчас подберу максимально лояльный синоним) – «какую-то ерунду».

Нет, пожалуй, родители одиннадцатиклассников не жалуются. К выпускному классу школа уже отстаёт от человека и позволяет ему изучать лишь то, что действительно нужно для подготовки к экзаменам, которые он выбрал.

Но все остальное – поток информации. Зачастую – ненужной.

Если уж честно, я школу очень хорошо понимаю. Ей сейчас трудно как никогда. За последние 10 – 20 лет человечество (по крайней мере, то человечество, что пользуется интернетом) принципиально изменило свое отношение к информации. Данные сами по себе перестали быть ценностью. Я, например, не помню дат начала и окончания Столетней войны. Но если вдруг они мне потребуются – буду их знать ровно через секунду после возникновения такой потребности.

Или точную цифру населения России.

Или теорию становления идентичности Эрика Эрикссона.

Или что-нибудь еще.

Главное – не знать информацию, а знать, где ее найти и что с ней делать. Анализ, синтез, обобщение – вот это вот мыслительное «всё», которому научить сложнее, чем датам. Но которому учат только хорошие учителя – порой на основе школьной программы. Можно сказать, учат по велению души.

Программа же в целом настоятельно рекомендует информацию: побольше да пожирнее. Но, поскольку всю информацию, что есть в мире, в растущего человека не впихнешь, программа выбирает из этого объема отдельные куски. Причем принцип подбора этих кусков – «исторически сложилось».

Например, дети изучают фотосинтез, но не изучают принцип действия инжекторного двигателя. Казалось бы, почему? Чем фотосинтез важнее движка? Ну реально: если машины есть практически у всех, может быть, для общего развития узнать, как они устроены?

Не надо узнавать? А фотосинтез – надо?

Или, например, логика. Если уж мы говорим, что у детей с логикой тяжело (с ней и у взрослых тяжело: многие люди могут обладать кучей дипломов о высшем образовании и в то же время классифицировать яблоки на «красные и кислые»), то почему бы не дать им возможность в логике попрактиковаться? В чистой классической логике.

«Все хрюндики – черные, некоторые блюмбики – зеленые. Саша – блюмбик. Зеленый ли он? А Вася – черный. Он хрюндик?»

Вы быстро правильный ответ дадите?

Саша – может быть зеленый, а может, и нет. Потому что лишь некоторые блюмбики – зеленые и неизвестно, попадает Саша в эти «некоторые» или нет.

А Вася – тут тоже непонятно. Мы, конечно, знаем, что если уж ты хрюндик, то – черный, но нам никто не говорил, что, если ты черный, непременно будешь хрюндиком. Может, есть еще какие-нибудь зюндики – и те тоже черные?

Это, кстати, про критичность мышления.

Из того же самого благословенного интернета (откуда мы сейчас черпаем все, что только можно черпать) и из не менее благословенного телевизора на нас сваливаются гигабайты информации, которой мы рефлекторно верим.

Не проверяя источник.

Не сопоставляя факты.

Не делая выводы.

«Умирает 11-месячный ребенок, срочно нужна кровь» (где умирает? Почему кровь нужна срочно, если ее на станциях переливания крови – в достатке?)

«Профессор Знаменский: «Закаливайте детей, обтирая им ноги влажным полотенцем» (Кто такой профессор Знаменский? Исходя из чего он сделал такой вывод? Почему ноги, почему обтирать, почему мокрым, почему полотенцем?)

«Вот у меня однажды так колено болело, я его намазала мазью «Ромашка», и все прошло» (Почему болело колено? Поможет ли мазь мне, если у меня ушиб? А если растяжение? А если разрушается сустав? А может, дело было не в мази, а в одновременно с нею принятой таблеткой обезболивающего?)

Бездумно верить тому, что написано – все равно, что играть в русскую рулетку. Иногда вам повезет. А иногда – нет.

Вы ведь тоже поверили, что я – эксперт в школьных программах? Раз я про них сейчас написала – наверняка же эксперт?

Вовсе нет.

Я никогда не работала в образовательном учреждении.

Я никогда не изучала школьную программу как исследователь.

Более того: ни один из моих сыновей сейчас даже не учится в школе.

Так имею ли я право говорить о том, что в школе не учат работать с информацией? А?

Подписывайтесь на наши каналы в Telegram:
Самое популярное
Новости партнеров
Нацпроекты - людям

Нижегородцы подали 14 тысяч заявок на запись детей в первый класс на госуслугах :: Детская и спортивная площадки появятся в сквере имени Николая Жаркова :: Ход благоустройства проверили в Сормовском районе :: Нижегородцы превращают хобби в бизнес благодаря нацпроекту :: Гости юбилейного фестиваля «Золотая хохлома» смогут добраться до площадки мероприятия на электричках :: Четверо врачей трудоустроились в Кулебакскую ЦРБ по программе «Земский доктор» :: Нижегородские мастера могут подать заявку на участие в ярмарке «Арт.Молодость» на фестивале «Таврида.АРТ» в Крыму :: Глеб Никитин и Игорь Левитин провели заседание комиссии Госсовета по экологии :: В Вознесенском округе Нижегородской области начался ремонт дорог :: Десять новых автобусов поступило в Балахну :: Фольклорная экспедиция проходит в Нижегородской области :: Новый ФАП открылся в посёлке Тёша Навашинского округа :: Эксперты проекта по развитию макротерритории «Большая Волга» ознакомились с туристическим потенциалом Нижегородской области :: Нижегородские ИТ-компании и ИП смогут вернуть НДФЛ за привлеченных специалистов :: Новый цифровой флюорографический комплекс поступил в поликлинику ГКБ №28 :: Бывшая свалка на Московском шоссе исключена из реестра объектов накопленного экологического ущерба :: Сезон ремонта и строительства дорог начался в Нижегородской области :: Нижегородские общественники помогают беременным женщинам в кризисной ситуации :: В апреле «Поезда здоровья» посетят 18 муниципалитетов Нижегородской области :: Названы самые популярные у пациентов «Поездов здоровья» врачи :: Более 300 предприятий представят свои вакансии на ярмарке трудоустройства :: 13 нижегородских школьников и студентов представят регион в финале ежегодной Интеллектуальной олимпиады ПФО :: Третья очередь ИТ-кампуса «НЕЙМАРК» получила разрешение на строительство :: Неделя детской и юношеской книги стартовала в Нижегородской области:: Месячник по благоустройству дорог стартовал в Нижегородской области :: В Нижегородской области обновился портал региональных государственных услуг :: Пять нижегородских компаний принимают участие в бизнес-миссии в Беларуси :: Рейтинговое голосование по проекту «Формирование комфортной городской среды» продлится до 30 апреля :: ИТ-кампус «НЕЙМАРК», Сбербанк и ННГУ им. Н.И. Лобачевского будут развивать проекты в сфере искусственного интеллекта :: Участница викторины «КУПНО ЗА ЕДИНО!» из Ардатовского округа получила автомобиль :: Реконструкция моста через Пижму началась в Тоншаевском районе :: Более 2,4 млн рублей направлено на оснащение ДШИ в Первомайске по нацпроекту :: Нижегородская область вошла в топ‑5 регионов по количеству участников молодежного направления проекта «Мастера гостеприимства» :: Почти 10 тысяч нижегородцев получили медицинскую помощь в «Поездах здоровья» с начала года :: Глэмпинги откроются в 10 муниципалитетах Нижегородской области в этом году :: Более 100 человек из аварийного жилья в Шахунье получили ключи от новых квартир :: Более 1,5 тысячи «серебряных» волонтеров активно действуют в регионе :: 11 врачей трудоустроились в Балахнинскую ЦРБ по программе «Земский доктор» :: Специалисты МГУ изучат состав отходов в «Черной дыре» в Дзержинске :: Социальные участковые расскажут нижегородцам о благоустройстве пространств :: Глеб Никитин провел заседание оргкомитета по подготовке к 225-летию со дня рождения Александра Пушкина :: В Дзержинском театре кукол будет выполнен капремонт по нацпроекту в 2024 году :: Нижегородцы могут принять участие в новом сезоне проекта «Флагманы образования» :: Молекулярно-генетическую лабораторию создали на базе Нижегородского областного клинического онкологического диспансера :: Контракты на ремонт почти 400 км автодорог по нацпроекту уже заключены в Нижегородской области ::