Виктор Ворошилов: на рельсовом автобусе-«кукушке» во Фролищи
Несколько недель назад мне удалось посетить некое селение в Нижегородской области под названием Фролищи. Оно находится прямо на стыке трёх областей. Здесь граничат и мирно уживаются Ивановская, Владимирская и Нижегородская волости.
26 километров от трассы М‑7 почти по разбомблённой дороге ехали целых полтора часа. Раньше здесь стояло много воинских частей, и дорога принадлежала Министерству обороны. Но какое-то время назад воинские подразделения сократили и расформировали, а дорогу так и не передали муниципалитету. Поэтому пока у неё нет хозяина – нет и денег на её содержание. А жителям приходиться только мечтать о собственных вертолётах. Тут я замечу, что на этом маршруте имеются несколько карстовых озер, которые являются природными памятниками и охраняются государством! Их название – Светлые, а возраст насчитывает более 10 000 лет! Для дайверов и рыбаков – рай. Видимость в воде до трёх метров и много рыбы! Кому интересно, почитайте шикарный рассказ местной учительницы.
В летнее время сюда съезжаются многочисленные отдыхающие. Но места хватает всем! В самом рабочем посёлке Фролищи имеются несколько небольших магазинчиков, администрация, свой Анискин (полицейский участковой), 2 – 5‑этажные хрущёвки и частный сектор. Рядом стоит заброшенный леспромхоз, несколько законсервированных военных частей и железнодорожная станция, которой я не увидел…
Мужской монастырь «Фролищева пустынь»
Фестиваль частушки «Фролищенские гостёбы», проезд по деревянному (читай «доисторическому») мосту через реку Лух и обратно – вот небольшой список из увиденного в тот день! Особенно поразила красивая и ухоженная обитель, где похоронен монах Боголеп — Князь Голицын. Правда, в сами храмы попасть не удалось – были закрыты. Но всё равно только ради посещения этого места стоит пройти испытание разбитой и долгой дорогой.
А ещё запал в душу действующий «мост», который ведёт в Ивановскую область. Я бы его сравнил с древнеримским! Кстати, около него начинается байдарочный сплав.
На обратной дороге я узнал, что в этот богом забытый военный посёлок ходит по рельсам некий транспорт. Несколько раз в день. Заинтересовало. Сразу представилась ручная дрезина, которая идёт по узкоколейке… Романтика! Захотелось испытать и прокатиться на нём и, конечно, приключений! Я понимаю, что видел это в кино – очень давно. Сегодня такого, пожалуй, днём с огнём не сыщешь. Но всё в жизни надо попробовать – она одна!
Навёл справки. Рейс регулярный. Ходит 3 – 4 раза в день. Цена билета в одну сторону 78 рублей. Детям скидка. В пути 1 час. И 30 минут стоянка в конечной точке. На маршруте 3 остановки. Прекрасный маршрут выходного дня!
Головная железнодорожная ветка Москва – Нижний Новгород (и далее) имеет станцию Ильино. Именно от неё и ходит это сообщение. Заранее позвонил по справочному телефону РЖД и всё уточнил. Время отправления, стоимость, расстояние… Только вот не было у них информации по транспорту. Что за транспорт, есть ли туалеты, кондиционеры, мягкие места…
Ну ничего. Так даже интереснее. Едем вслепую!
Дочка запросила у меня фотосессию на фоне «золотых» колосящихся полей. Решил совместить, и в прошлую субботу, мы совершили этот марш-бросок!)
Закончив фотосессию в гороховецких пшеничных полях Владимирской области, летим в Нижегородскую – на станцию Ильино. Хорошо, что все пути, и автомобильные и железнодорожные, идут практически параллельно друг с другом. В нашем случае станция отправления находилась в паре километров от трассы. Добрались до вокзала. Купили билеты (туда-обратно) и бегом искать поезд!!! До его отправления оставалось чуть больше 5 минут! Как нам сказали, выйдете из вокзала, повернёте направо и до конца. Там увидите ожидающий вас вагон!
И действительно, вдалеке стоял он, наш поезд-вагон! Достаточно современный и красивый снаружи. А что же внутри? А внутри мягкие сиденья, обитые красивой тканью. Всё современно и прилично!
На входе стояла девушка в красивой униформе с сумкой и мобильной кассой – кондуктор. Показали билеты. Она посмотрела и отдала обратно. Её звали Олей. Я задал несколько вопросов. Она охотно отвечала и была приятна в общении. Без проблем согласилась на памятное селфи, которые пришлось переделывать несколько раз… Мой телефон при внутреннем снимке глючит с задержкой спуска…
Она порекомендовала нафоткаться по приезду во Фролищи. Как-то в такую поездку и она брала с собой свою дочку Варю, которой чуть старше, чем моя, – 10 лет. Разговорились. Общая тема – дети. Родом она из Владимирской области. Живёт в Ильино. Второй брак. 6 лет. Дочка от первого. Хочет ещё, но пока бог не даёт. Я успокоил: «У вас всё впереди! Ведь детки – плод любви и гармонии между любящими сердцами!» Работает сутками. Двое через двое. Встаёт очень рано. Около 3:30. Едет в Нижний Новгород. Там распределяют по местным направлениями… Так вот и живёт….
А тем временем подошёл электропоезд. По-моему, Нижний Новгород – Вязники. И к нашему вагону устремилась разношёрстная толпа пассажиров – брать штурмом! Или приступом. Это были желающие занять первыми сидячие места. Билеты на этот рейс со свободной посадкой. Да и какие могут быть места, согласно купленных билетов, в пригородном трамвае? Кстати, расписание отправления этого вагончика подстроено и согласовано с другими подходящими поездами. Если головная электричка задерживается, этот «автобус» не уедет до её прихода. И это здорово.
Мы тронулись. Почти все места были заняты. Некоторые сидения – багажом… «Поезд-вагон» медленно начал набирать скорость. И надо сказать, что она небольшая. Думаю, километров 30 – 40 в час от силы. Да нет, тут всё логично. До пункта назначения, Фролищ, около 30 км. С тремя короткими остановками в 1 – 2 минуты так и получается. Спокойно, не спеша едем… Домики станции Ильино остались позади… Справа и слева лес, чередующийся с небольшими болотцами. Едем так, что можно пытаться искать (разглядывать) грибы!
Первая остановка «Чичерово» прямо на самой трассе М‑7, в нескольких километрах от станции отправления. Здесь никто не вышел и не сел. Теоретически нам было удобнее сесть в этот вагон именно на этом полустанке («станции»). Да и билет отсюда дешевле. Правда, машину пришлось бы оставить на обочине оживлённой трассы. Удобно с точки зрения логистики, но небезопасно.
От этого места, как «говорил» автомобильный указатель, до Фролищ было 26 км. По железке, наверное, чуть меньше, как мне кажется. Хотя всё, может быть, и наоборот. В общем плюс-минус километр!
После переезда трассы в течение полукилометра сквозь заросли деревьев попадались какие-то развалины и ржавые ёмкости. Автобус продолжал медленно ехать. Следующая станция – «Инженерная». Тут прошли без остановки. Но машинист может остановить по требованию, если заранее известить. На этой станции идёт погрузка и разгрузка военных автомобилей. Солдат не видно. Одни контрактники и платформы с техникой.
Продолжаем движение и въезжаем в светлый посёлок Великое озеро! Судя по поздравительным баннерам, здесь явно живут пограничники. Остановка. Народ выходит. Зашло пару человек. Трогаемся и едем дальше. На станции стоят вагоны-цистерны. Говорят, что здесь их утилизируют (режут) и увозят в Дагестан, на металлолом. Почему в Дагестан? Не знаю. Возможно это домыслы.
Продолжаем движение. Начинает клонить в сон… Лес, пригорки, мох, трава, болота… Все это очень красиво, но однотонно.
Дочь то и дело спрашивает: «Пап, когда приедем? Ну, когда приедем?!» Успокаиваю, что скоро.
Итак, самоходный вагон прибывает на конечную станцию – Фролищи. Час езды, и мы здесь. Народ весь выходит. На улице виден металлический навес, под которым на лавочке сидят несколько женщин с сумками. Недалеко стоят три легковушки, которые приехали за своими родственниками. Все рассаживаются и разъезжаются. Сидящие на остановке не торопятся войти в вагон, так как до его отправления ещё целых 30 минут. Осмотрелись с дочкой по сторонам. Ни магазинов, ни домов – ничего рядом нет! Старенький ржавый неработающий ларёк и въезд в военную часть, где не видно признаков жизни… «Законсервирована до лучших времён или начала боевых действий» – рассказала мне кондуктор.
– А где монастырь, почему не видно? – вопрошаю я.
– Не знаю, я здесь дальше платформы не ходила!
Короче, это был тупик. Самый настоящий что ни на есть тупик! Отсюда, конечно, можно дойти до центра посёлка, но надо проделать путь не менее полукилометра, как мне показалось… И ни о каких такси тут даже речи и не идёт!
Обошли вокруг вагончик, прошлись по рельсам, залезли на стекло, сделали пару фоток – и в вагон. До отправления оставалось ещё несколько минут. Кондуктор Оля рассказала, что это транспортное средства в простонародье получило название «кукушка»!)
– Почему же?
– Не знаю, просто так повелось. Есть РА‑1 – расшифровывается как рельсовый автобус ‑1. А есть ещё РА‑2. У него три вагона, и там есть туалеты. А в этом нет, пассажиры жалуются… А ещё эта наша «кукушка» ходит и до Нижнего Новгорода, и может лететь с огромной скоростью, когда по ж/д магистрали идёт!
А мне кажется, её прозвали «кукушкой» из-за того, что она едет медленно и чётко слышится стук колёс о соединение рельсов: «Тук-тук…. Тут-тук». Можно ассоциировать с «Ку-ку…. Ку-ку…» Но это лично моё мнение.
Поезд отправился, и через час мы уже были на станции Ильино. В пути на болоте видели уток. Успели сфотографировать вагончики и машущих нам связистов-контрактников с брони БМП.
Кстати, фотографировать пришлось сквозь стекло. У окон были открыты форточки, но их щели не хватало даже для того, чтобы высунут телефон в руке…
На вокзале с небольшого лотка купили воды и мороженое. Уж очень хотелось пить… И уставшие, но довольные поехали домой, где нас ждал вкуснейший деревенский ужин!
Прислал Виктор Ворошилов