Site icon Нижегородская правда

"Белое солнце пустыни": почему культовые картины не хотели выпускать на экраны

После сумасшедшего успеха фильмов о неуловимых мстителях киноначальство решило закрепить успех и выдать публике новый советский вестерн на революционную тему. За основу решено было взять борьбу молодой советской милиции с басмачами. Сценаристы Валентин Ежов и Рустам Ибрагимбеков буквально извелись, придумывая сюжет. Ничего оригинального в голову не приходило.

 

Но однажды бывший кавалерийский комбриг рассказал им, как во время Гражданской войны они находили в пустыне брошенные басмачами гаремы. Доблестным красноармейцам приходилось сопровождать их до ближайших кишлаков.
Так родилась идея картины, ставшей легендой отечественного кино. Так 50 лет назад всходило «Белое солнце пустыни»...

 

«Госпожа удача»

Киношное начальство невзлюбило картину с самого начала. Чиновников покоробило, что историю о революционной борьбе в одной из национальных республик снимают российские кинематографисты. Картину было предложено передать какой-нибудь республиканской киностудии вроде «Узбекфильма» или «Таджикфильма». Авторы понимали, что в таком случае фильм обречён, потому что «национальные кадры» в сценарии выступали исключительно в образах врагов революции или, как Саид, представали в эпизодах. Справедливость же вершили русские герои Сухов и Верещагин.

Сценаристы решили подкорректировать своё детище, дабы избежать упрёков на национальную тему. В итоге банда Абдуллы оказалась состоящей почти сплошь из белогвардейцев. Роль Саида значительно укрупнили и отменили его гибель.

…Жену Сухова Катерину Матвеевну, которой в сценарии не было, режиссёр картины Владимир Мотыль увидел во сне. И сразу понял, что она должна быть в фильме – кустодиевская мадонна, мечта изголодавшегося солдата. Письма Сухова к ней написал Марк Захаров.Актрису на роль искали долго. Нужное лицо обнаружилось в монтажной «Ленфильма», где работала Галина Лучай. Она поначалу наотрез отказалась сниматься, сославшись на грудного ребёнка и мужа. Но режиссер ее всё же уговорил. Правда, у Лучай было полное лицо, но стройные ноги. Режиссёр же хотел, чтобы в кадре была фигура попышнее. Пришлось ассистенту выискивать прямо на улице дам с подходящим объёмом ног. Правда, имя женщины, давшей свои ноги Катерине Матвеевне, в архивах не сохранилось.

На роль Петрухи пробовали Юрия Чернова и даже Савелия Крамарова, но остановились на Николае Годовикове. Он не был профессиональным актёром, но уже успел сняться в картине «Республика ШКИД», где его и заприметил Мотыль.

Луспекаев планировался на Верещагина с самого начала. Правда, у актёра были ампутированы пальцы на обеих ногах, но он держался мужественно. Когда режиссёр предложил часть съёмок на баркасе перенести с моря в павильон, чтобы Луспекаеву было легче работать, тот отказался. Он очень старался, чтобы его Верещагин выглядел сильным и здоровым.

Двадцать лет назад авторы сценария вынашивали идею продолжения культового фильма. Главный герой в 37-м году попадал в ГУЛАГ, а после смерти Сталина выходил на свободу. Его незабвенная Катерина Матвеевна к этому времени уже умерла. Остался сын и дочь, которую, как выясняется, похитили. И герой Алексея Кузнецова вновь отправлялся в пески, теперь уже в поисках похищенной дочки. Предполагалось, что это будет сериал. Однако ни у режиссёра, ни у Анатолия Кузнецова эта идея восторга не вызвала, и от неё решили отказаться.

Правда, некоторые в съёмочной группе недоумевали, зачем нужно было брать больного актёра и мучиться с заказом специальных сапог, когда можно найти здорового исполнителя. Но Мотылю никто другой был не нужен.

Луспекаев старался не показывать, насколько трудно ему даются съёмки. Когда снимали в Махачкале сцены в доме Верещагина, ему приходилось добираться до декораций пешком – машины вязли в зыбучих песках. И актёр мужественно вышагивал по километру, опираясь на палку и плечо жены. Потом ещё час он держал ноги в морской воде, чтобы утихла боль. А когда режиссёр пытался упростить мизансцену, всячески противился, пытаясь доказать, что он не нуждается в поблажках.

Но как только останавливались камеры, он отходил в сторону, опускал ноги в море, и от боли у него даже слёзы выступали на глазах.

 

«А кому иначе»

На роль бравого красноармейца было два претендента – Георгий Юматов и Анатолий Кузнецов. Окончательный выбор режиссёр остановил на Юматове.

К тому времени актёр от романтических героев начал переходить к характерным ролям. В Сухове же как раз и предполагалось сочетание романтики и характерности.

Но в первый же день натурных съёмок (должны были снимать сон Сухова), Юматов на площадке не появился. Звезда советского кино был обнаружен у себя в номере в глубоком подпитии, да ещё и с изрядно подпорченным чужими кулаками лицом.

Снимать актёра в таком виде было нельзя, ждать, пока он придёт в норму, тоже. Пришлось вызывать Кузнецова. Так Анатолий Борисович сыграл звёздную роль своей жизни.

«Повезёт в любви»

С тех пор для многих он так и остался товарищем Суховым. Однако актёра, в отличие от некоторых его коллег (известно, что Александр Демьяненко не терпел своего Шурика), это не тяготило.

– Конечно, иногда это задевает, – делился с нами в своё время Анатолий Кузнецов, – ведь у меня были и другие роли, и они мне не менее дороги. Но трудно бороться с миллионной зрительской аудиторией, которая выбрала для себя этот фильм и героя в этом фильме. А потом я для себя нашёл утешительный пример, как мне кажется, довольно убедительный. Вы помните актёра Бориса Бабочкина – кто он для всех? Правильно – Чапай. А Вячеслав Тихонов – Штирлиц. А назовите Толстого? В первую очередь вспомнят «Войну и мир». А что, он больше ничего не написал? А Леонардо да Винчи, который вообще был талантлив во многих областях? Но в первую очередь всё равно назовут «Мону Лизу». Успех картины для съёмочной группы стал полной неожиданностью. Тем более что фильм вообще положили на полку.

– Когда мы были в экспедиции под Махачкалой, приехала комиссия посмотреть фильм, – рассказывал нам Анатолий Кузнецов. – И вынесли решение, что у Мотыля ничего не получается. И картину надо либо закрыть, либо приглашать другого режиссёра. Предложили Владимиру Басову и Михаилу Швейцеру. Все они оказались людьми благородными и сказали, что при живом режиссере этим заниматься не будут. Я тоже ходил к редактору объединения, уговаривал. У Мотыля как-то не сложились отношения с кинематографическим начальством.

После фильма «Женя, Женечка и «катюша» Владимира Мотыля записали в разряд неблагонадёжных за издевательства над образом солдата-победителя. Возможно, это и стало причиной его опалы.

– Снимать Мотылю дальше разрешили. Но когда картина была закончена, её положили на полку. Нам поначалу даже жанр никак не могли придумать – то ли историко-революционная драма, то ли лирическая комедия, – вспоминал Анатолий Кузнецов. – А потом картина попала на дачу к Леониду Ильичу Брежневу. (Была такая практика – звонили из управления ЦК и просили новую картину для начальства). Он посмотрел и на следующий день позвонил министру и сказал, что «хорошую картину у тебя сняли».

Премьера для узкого круга состоялась в ленинградском Доме кино 14 декабря 1969 года. А 30 марта 1970 года картину увидела широкая публика. И несмотря на то что киношное начальство присудило фильму всего лишь 2-ю категорию, он быстро снискал популярность у зрителей, которой и продолжает пользоваться уже 50 лет.

Exit mobile version