На днях исполнилось 20 лет со дня выхода второй части культового фильма Алексея Балабанова. Ещё первый «Брат» снискал бешеную популярность, принеся известность режиссёру и всенародную любовь исполнителю главной роли Сергею Бодрову. Второй фильм этот стремительный успех закрепил.
В чём же феномен картины «Брат» и почему именно Сергею Бодрову выпало воплотить образ современного героя нашего времени?
Бедное кино
Актёров на многие роли в первый фильм Балабанов мысленно утвердил ещё в процессе написания сценария – Светлану Письмиченко (сыгравшую водителя трамвая-погрузчика), Виктора Сухорукова. Однако всё окончательно сложилось после того, как Балабанов познакомился с Сергеем Бодровым.
Как рассказывал мне в своё время сам режиссёр, он увидел Сергея Бодрова в фильме «Кавказский пленник», где тот играл главную роль, и решил, что этот парень ему оптимально подойдет.
– Во-первых, потому, что человек талантливый. А во-вторых, потому, что не артист, – делился в своё время Балабанов.
Позже он не раз утверждал, что без Бодрова «Брата» бы просто не получилось.
И это при том, что в реальной жизни Сергей мало походил на своего киношного героя.
– Я долгое время занимался академической наукой. Отдал ей семь лет своей жизни и написал диссертацию на тему «Архитектура изображаемой живописи эпохи Ренессанса», – делился с нами в своё время сам Сергей. – А могу ли я человека ударить? Ну почему же нет, если надо. Иногда руки очень чешутся.
Однако ни одного случая, когда интеллигентный Бодров пустил бы в ход чешущиеся кулаки, никто из близкого окружения так вспомнить и не смог.
Снимали фильм на мизерные деньги. Поэтому старались экономить на всём. Снимались друг у друга в квартирах и на дачах, в своих костюмах. Первый показ «Брата» состоялся для своих – в петербургском Доме кино. После этого критик Сергей Добротворский заявил, что этот фильм станет главным событием страны. И он не ошибся.
17 мая 1997 года «Брата» показали на Каннском фестивале. Тысячный зал минут пятнадцать аплодировал стоя. С тех пор картина побывала аж на 80 международных фестивалях, становясь заметным событием на каждом из них.
А уже в декабре фильм увидела вся страна – его показали по НТВ. На обсуждении, устроенном после просмотра, страсти кипели нешуточные.
Многие журналисты и зрители обвиняли создателей в шовинизме и восхищении психологией наёмного убийцы. «Бедное кино, не только в бюджетном смысле», – провозгласил знаменитый кинокритик Даниил Дондурей.
Сила в правде
Идея съёмок продолжения фильма «Брат-2» пришла после того, как Сергею Бодрову написала письмо женщина. Её младший сын служил в Чечне, старший – мыкался без работы и пил. Бандиты украли мотоцикл младшего сына, да ещё и избили старшего, отобрали последние деньги. Она просила Бодрова проучить этих бандитов.
«И тогда я понял, что это кино чем-то очень важно и очень много значит для людей... В общем, мы решили снять «Брат-2», – делился Бодров.
Изначально Алексей Балабанов планировал снимать второй фильм в Москве и отправить героев за границу уже в третьей части, однако в процессе написания сценария объединил две эти истории.
Вместо «Наутилуса», который к тому времени распался, Балабанов решил пригласить в картину разные рок-группы – «Сплин», «Смысловые галлюцинаци», «Крематорий», Чичерину, Земфиру.
Предполагалось, что в эпизоде, где Данила, словно в компьютерной игре, расстреливает всех сотрудников, будет звучать песня Шевчука «Не стреляй». Однако лидер группы «ДДТ», говорят, отказался от участия в картине, которую счёл «чудовищной, ужасной, отвратительной и националистической». В итоге вместо «Не стреляй» на экране звучала песня «Би-2» «Полковнику никто не пишет».
Сам Сергей Бодров эту сцену чрезмерно жестокой не считал.
– В кино всё по-другому, – делился он с нами в своё время. – Убийство на экране – это пиротехнический эффект. Это аналог поступку в жизни, сказанному слову, честному взгляду. Как если ты говоришь подлецу, что он подлец, а мужественному человеку – что он мужественный человек, даже несмотря на то, что все другие от него отвернулись. Вот и всё. Кино так устроено – погони, стрелялки, любовь, менты, бандиты. Это форма, которая всем понятна. И мы время от времени должны говорить понятным для народа языком, который для некоторых интеллектуалов, оказывается, неприятен. Они не могут с ним согласиться. Но я считаю, что это ханжество и снобизм.
Отказался сниматься в фильме и «Мумий Тролль». Правда, не по идеологическим соображениям, а по сугубо финансовым.
«Все музыканты пошли нам навстречу и бесплатно предоставили записи, «Мумий Тролль» сначала согласились, а потом начали торговаться и жадничать», – рассказывал Балабанов.
«Брат-2» вышел на экраны в 2000-е годы и полюбился зрителям не меньше первой картины.
– Если в результате у людей в голове что-то немножко поворачивается и они хоть чуть-чуть начинают задумываться о достоинстве вообще, о достоинстве страны в целом и своем в частности, то, наверное, не так уж страшно, что киногерой скажет нечто такое ужасное, о чём всё равно думает и говорит полстраны, или сделает что-то такое, что внутренне каждый из нас хотел бы сделать, – делился с нами Сергей Бодров.
«Брат-2» при всём успехе не покрыл расходов на производство. На создание было потрачено 1,5 млн долларов, а в прокате выручили только 1 млн. Тем не менее он стал одним из самых кассовых фильмов того времени и самым продаваемым видеофильмом 2000 года.
Реплики из «Брата-2» разлетелись на цитаты, а сами герои превратились в культовых и остаются такими уже не для одного поколения.
А фильм по-прежнему кажется снятым про наше время и нас самих.
Юрий БОГОМОЛОВ, киновед:
– «Брат» и «Брат-2» зацепили очень больную мозоль нашего общественного сознания. Это фильм о человеке, который находится на войне, а за спиной нет тыла. Вот славные советские фильмы о войне – «Летят журавли», «Баллада о солдате» – они о людях, у которых за спиной есть тыл. А Данила Багров приходит с чеченской войны в относительно мирный Ленинград, а тут война каждого с каждым и опять же у него нет тыла. Это было, вероятно, подсознательное ощущение людей того времени. Не за что воевать. Нет идеологии,
которая рухнула, поскольку была ложной, нет единого врага. И за твоей спиной никто не стоит.
И Данила сам для себя как бы тыл, сам для себя устанавливает мораль и закон. Даже не закон, а понятие справедливости. И в русле всех этих обстоятельств живёт. Живёт, надо сказать, героически. И это подкупает. Все разговоры о том, что это просто отмороженный персонаж и бандит, все обвинения в национализме – неправильные.
Данила просто пытается зацепиться хоть за что-то. Поскольку все старые ориентиры рухнули. Сегодняшняя молодёжь тоже не ощущает этого тыла. Вокруг столько лжи и лицемерия. Поэтому фильм и популярен до сих пор.