«Яндекс» выяснил, какой бизнес нижегородцы хотели бы открыть. Оказалось, что многие жители Нижнего Новгорода мечтают о собственном автосервисе, транспортной компании или ларьке с шаурмой. Вместе с экспертом мы попытались разобраться, с чем это может быть связано.
«Яндекс» проанализировал поисковые запросы россиян за последние несколько лет и определил, какими видами бизнеса жители нашей страны интересуются чаще всего. Самыми популярными стали магазины одежды, кафе и таксопарки. Также в десятке лидеров оказались: пункт выдачи заказов, аптека, салон красоты, пекарня, кофейня, магазин продуктов и турфирма.
В 2014 году, на фоне запрета курения в кафе и барах, россияне в основном задумывались об открытии кальянных. В 2016-м – о своей бургерной, в 2018-м – об онлайн-школах. В прошлом же году россияне больше прежнего интересовались пунктами выдачи, курьерскими компаниями и кухнями с доставкой.
Некоторые виды бизнеса сохраняют популярность все последние десять лет. Например, кафе и магазины одежды. А вот другие заметно потеряли привлекательность для россиян.
Так, турфирма, в 2011-м занимавшая первое место в списке, теперь только десятая. Парикмахерская откатилась с пятой на двадцатую строчку. А вот популярность таксопарков, наоборот, выросла: если десять лет назад они не входили в десятку, то в последние годы держатся в тройке лидеров.
– В целом же большинство россиян хотят открыть бизнес в сфере услуг, производством интересуются гораздо реже, – уточняют авторы рейтинга.
Жители Москвы чаще других задумываются об открытии маникюрного салона, кофейни и табачного магазина, Санкт-Петербурга – об открытии точки продажи шаурмы, гостиницы и хостела. А вот нижегородцы чаще других россиян хотят открыть собственный автосервис, транспортную компанию или ларёк с шаурмой.
– У нас большое количество мигрантов, которые приехали из средней Азии, – объясняет эти предпотчения социолог Александр Прудник. – И для них открытие киоска с шаурмой является самым естественным способом создания собственного дела. А это то, о чём мечтает каждый трудовой мигрант. Они не хотят быть дворниками, они хотят заняться своим делом. Многие считают, что мигранты приезжают, уезжают и никакого влияния не оказывают на ситуацию в умонастроениях в тех регионах, где они работают. Это не так. Мы видим, что они оказали большое влияние на оценку ситуации в Нижнем Новгороде по одному из экономических показателей.
Популярность же автосервисов, как считает социолог, объясняется тем, что это один из самых простых, понятных и доступных видов бизнеса для мужского населения нашего города.
– Большинство мужчин представляют, что надо делать и как надо делать, у нас почти все мужчины умеют ремонтировать автомобиль. И они готовы делать это за деньги, – объясняет Александр Прудник. – Кроме того, такой бизнес требует минимум вложений, достаточно иметь собственный гараж – и всё, ты можешь начать работать на себя, ты становишься предпринимателем. Так что нижегородцы в первую очередь отдают предпочтение доступным видам бизнеса, не требующим спецподготовки и крупных вложений. Насколько же их стремления удастся воплотить в жизнь, покажут время и результаты нового опроса.