Приговор некогда могущественному голливудскому продюсеру Харви Вайнштейну, получившему 23 года тюрьмы за сексуальные домогательства и изнасилование, вызвал у публики живейшее обсуждение.
Надо признать, что в российском мире кино и театра подобные истории тоже случались. Правда, ни одна из них не приобрела столь скандальной огласки.
Криминальное чтиво
История крушения империи Харви Вайнштейна началась три года назад, когда продюсера «Криминального чтива» и многих других блокбастеров сразу несколько актрис обвинили в домогательствах. Причём среди них оказалось немало суперзвёзд.
Так, Анджелина Джоли рассказала, что на съёмках фильма «Превратности любви» Вайнштейн назначил ей якобы деловую встречу в гостиничном номере, где предложил пройти прямиком в спальню. Джоли это предложение, правда, отвергла.
Проводить репетиции в номере отеля Вайнштейн пытался и с Гвинет Пэлтроу, снимавшейся у него в фильме «Эмма». Там он, по словам актрисы, хватал её за руки и предлагал прилечь для массажа.
В итоге карьера знаменитого продюсера, да и вся его жизнь резко пошла под уклон – Вайнштейна уволили из собственной компании, от него ушла жена, за время суда он перенёс две операции на сердце. И вот теперь остаток своей жизни (ему сейчас 67 лет) проведёт за решёткой.
Испытание верности
Многим отечественным актрисам, по идее, тоже было бы что рассказать.
Так, например, своей любвеобильностью славился знаменитый режиссёр Иван Пырьев. Однажды он положил глаз на актрису Евгению Савинову, снимавшуюся у него в фильме «Кубанские казаки». Та ухаживания киномэтра отвергла и даже, если верить легенде, влепила ему пощёчину.
После этого карьера Евгении Савиновой практически завершилась – Пырьев, который был председателем Союза кинематографистов, запретил снимать строптивую актрису. И вновь зрители увидели её лишь спустя десять с лишним лет в фильме «Приходите завтра», снятом её мужем Сергеем Ташковым.
Похожая история, по слухам, случилась и с Кларой Румяновой, которая также отвергла ухаживания Пырьева и из-за этого лишилась роли в фильме «Испытание верности». После этого она на протяжении нескольких лет не получила ни одной роли в кино.
Вера Васильева, сыгравшая в его фильме «Сказание о земле Сибирской», вспоминала, что после того как она получила Сталинскую премию за роль в картине, Пырьев попросил отблагодарить его. Встречу, в лучших традициях Вайнштейна, назначил в гостинице.
Когда актриса поняла, какой именно благодарности от неё ждёт киномэтр, она бросилась к двери. «Словом, произошла некрасивая сцена… С трудом вырвавшись, я побежала к двери и услышала вслед: «Ты больше никогда не будешь сниматься в кино!» – вспоминала потом Вера Васильева. В результате ее действительно долгое время снимали лишь в малозначительных ролях. И зритель больше знает Веру Васильеву по ролям в Театре сатиры.
Кстати, его художественный руководитель Валентин Плучек тоже слыл большим любителем слабого пола. Как писала в своей книге актриса Татьяна Егорова, в их театре все актрисы «через ширинку главного режиссера проходили». Отказавшиеся лишались ролей на долгие годы.
«Он то и дело приглашал кого-то зайти к себе в кабинет. Вот и мне однажды было сделано такое предложение. Не поняв, что это значит, я пошла, – вспоминала другая актриса театра Валентина Шарыкина, знаменитая пани Зося из «Кабачка 13 стульев». После того как она отказала Плучеку, тот её просто перестал замечать.
Елена Проклова, по собственным признаниям, не раз теряла роли из-за домогательств режиссеров. Правда, называть их имена актриса не стала.
А вот Наталья Варлей ошарашила публику неожиданным признанием о том, что на съёмках «Кавказской пленницы» режиссёр картины Леонид Гайдай пытался её соблазнить. Подробности произошедшего она поведала в своей автобиографической книге «Канатоходка». Вдова легендарного режиссёра Нина Гребешкова тогда предположила, что все эти откровения – последствия климакса.
Через постель к звёздам
Сегодня тоже немало режиссёров и продюсеров, стремящихся использовать свою власть в «постельных» целях.
– Когда я училась в ГИТИСе (РАТИ), я поступила на курс к Иосифу Райхельгаузу, худруку театра «Школа современной пьесы». Вначале всё шло хорошо. Но потом Райхельгауз начал приставать ко мне в своём кабинете. Я отшутилась и сбежала. После этого мне начали занижать оценки по актёрскому мастерству. Я отработала три спектакля, и потом меня оттуда тоже убрали, – рассказывала в своё время актриса Мария Збандут.
По поводу любвеобильности Райхельгауза в театральных кругах даже ходили анекдоты – «репетиция прошла хорошо, но Иосиф жаловался, что у меня ноги холодные». Подобной репутацией пользуется и руководитель «Театра Луны» бывший «усатый нянь» Сергей Проханов.
Два года назад азербайджанская актриса и певица Фатима Абаскулиева на всю страну заявила, что в своё время её домогался основатель театра «У Никитских ворот» Марк Розовский. Он предложил студентке обсудить её будущую карьеру у себя на квартире. Там он якобы заявил, что ему необходимо её почувствовать, и провёл в комнату с большой кроватью.
Провожая ошарашенную студентку, мастер будто бы велел ей молчать о случившемся и быть готовой вновь увидеться с ним в любой момент.
По словам Фатимы, Марк Розовский до сих пор пристаёт к молодым актрисам.
Сам Марк Розовский обвинения Фатимы назвал «бредом фиолетовой кобылы».
Многие друзья и коллеги также встали на его защиту, считая, что неудавшаяся актриса таким образом пыталась привлечь к себе внимание.
Знаменитые же актрисы, которым этого самого внимания пока и так хватает, с подобными откровениями не спешат. Хотя, как знать, – может, спустя десятилетия они, как и их голливудские коллеги, тоже захотят поделиться своими скелетами в шкафу.