Второй раз за многолетнюю историю Нижегородский ТЮЗ возглавила женщина. Первый раз театр пробыл в женских руках 30 лет с 1973 года. Именно на это время пришлась пора творчества Бориса Наравцевича и незабываемого расцвета ТЮЗа, получившего известность даже за пределами страны. Удастся ли вернуть громкую славу Нижегородскому ТЮЗу и каким образом? Об этом мы беседуем с новым директором театра Инной ВАНЬКИНОЙ.
Веселья час
– Инна Вячеславовна, для одних назначение бывшего директора цирка руководителем Театра юного зрителя стало неожиданностью, другие считают, что, по большому счёту, у цирка и театра много общего – и тот и другой нацелены на развлечение...
– Знаю, что мне долго будут вспоминать цирковую историю, может быть, даже всю жизнь – как девичью фамилию. Ничего против не имею – бывших цирковых не бывает. Но цирк – это всё-таки в первую очередь удивление, восторг, блеск. А театр, особенно юного зрителя – это про другое.
В ТЮЗе задачу развлекать зрителей мы не ставим. Ну, кроме одного праздника – Нового года. Сейчас готовим постановку по пьесе, которую специально для нашего театра пишет известный екатеринбургский драматург Светлана Баженова. Сама идея, правда, моя. Это сказка о конфетах, которые обычно составляют новогодний подарок. Вместе они – настоящее долгожданное чудо, незабываемое ощущение праздника.
И вдруг каждая из конфет решает, что именно она главная. Каждая тянет одеяло на себя. Разумеется, никакого подарка из них не получается. А значит, и чуда с праздником. И в результате конфеты пересматривают свою исключительность, наступают, так сказать, на горло собственной песне и вместе поют общую.
Творческая команда – композиторская, художественная и режиссёрская – много лет успешно работает над новогодними представлениями в Москве и Санкт-Петербурге. Костюмы для нас разработал художник любимого нижегородцами заслуженного артиста России – Гии Эрадзе.
Будет яркий запоминающийся праздник для детей. Мы очень постараемся!
– У нас в городе практически все директора театров имеют театральное образование. Последний раз на должность директора человек без такого образования был назначен в 2009 году. И тогда это назначение сопровождалось чередой громких скандалов вплоть до знаменитой голодовки актёров, печально прославившей наш город на всю страну. А как вас принял коллектив?
– Нужно об этом спросить коллектив. Настороженно, конечно. И это очень правильно. В пандемию министерство культуры выпустило распоряжение о том, что на период самоизоляции сотрудники театра настоятельно приглашаются для работы в колл-центре «112». От ТЮЗа в колл-центре работали 54 человека. Мы – единственный театр, который активно включился в очень нужную тогда работу таким количеством сотрудников. За что огромная благодарность всем, кто участвовал. Мне кажется, это говорит само за себя – значит, диалог между нами получился.
Потом все театры в пандемию пошли в онлайн. Но у всех были годами собранные материалы. У нас – только технические записи, созданные для того, чтобы вводить актёра в спектакль – снятые одной камерой, с одного плана, с плохим звуком.
Но мы создали восемь интернет-проектов. У нас заработали все соцсети. У нас было по 100 тысяч просмотров. Мы обрели свою онлайн-аудиторию. Здорово же!
Самым большим огорчением было то, что к 75-летию великой Победы в ТЮЗе не было записи, да и спектакля о войне. И мы решили записывать военные песни. Даже я записала одну, потому что не знала, сколько актёров согласится. Вдруг их будет только пять? А тут я – шестая. А их оказалось 28!
Потом был проект «Аудиосказок». Актёры активно откликнулись на эту идею. Мы сейчас выпустим флешку «Золотой ключик» с записями этих сказок, чтобы детям можно было на ночь включать. Театр отлично поработал с ННТВ – сделал запись «ТелеТЮЗ», провели онлайн-батлы, читки пьес с коллегами из других городов.
И главное – в театре есть люди, на которых можно положиться – энтузиасты, искренне и преданно любящие театр. Это те, кто давно здесь работает, понимает вектор развития и им вдохновлены. И, слава Богу, это профессионалы. Формируется команда – и это замечательно.
– Сегодня большинство нижегородских театров – директорские. Художественные руководители есть далеко не в каждом из них. Почему вы всё-таки предпочли взять главного режиссёра?
– Я считаю этот подход неправильным в любом случае. Нам же главный режиссёр нужен был однозначно. Я, во-первых, не имею культурологического образования и, скажем так, от театрального искусства немного далека. И потом очень трудно и с артистами работать, и с административно-хозяйственным персоналом. На мой взгляд, это чудесно, когда есть режиссёр. Он берёт на себя всю работу с труппой, проработку всех её чаяний и стремлений.
При наличии хорошего худрука, с которым у директора есть взаимопонимание, вопросы решаются очень быстро и без конфликтов.
Это такая семья – с папой и мамой. Если папа как-то обидел, мама придёт и защитит, если надо. И наоборот. Но при этом в главных вопросах воспитания папа и мама всё равно совпадают и придерживаются единых принципов. Но этот тандем хорош только когда есть взаимопонимание. А как только между «мамой и папой» конфликт, вот тут всё – любые проблемы театра растут в геометрической прогрессии, умножаются на два, а то и возводятся в квадрат.
– По какому принципу вы выбирали главного режиссёра и почему решили остановить выбор именно на Алексее Логачёве?
– Я выбирала главного режиссёра из очень большого количества резюме и предложений. Ко мне приезжали режиссёры из разных городов. И в какой-то момент я поняла, какой режиссёр нужен ТЮЗу сегодня.
Возможно, на другой стадии развития нашего театра нам был бы нужен дерзкий экспериментатор или режиссёр, ищущий работу и стремящийся заявить о себе театральному миру. Если бы у нас у самих всё уже было давно разложено по полочкам и нужно было бы взбодриться, режиссёр, склонный к вызову, возможно, и подошёл бы. Но сегодня нам нужен человек, который будет заниматься творчеством и развитием театра.
Мне очень понравилось, что Алексей Александрович – человек с огромным чувством долга. Вспоминается фильм «Вам и не снилось». Помните, там главного героя обманом отправили в другой город ухаживать за бабушкой, и героиня жалуется учительнице: «Ромка отрастил такое чувство долга», а учительница ей говорит: «Скоро сама поймёшь, как это важно, когда у мужчины есть чувства долга».
Мы заключили с Алексеем Логачёвым контракт на три года. Мы с ним смотрим в одну сторону. Это очень важно!
– А вы планируете приглашать в театр режиссёров со стороны?
– Конечно, будем приглашать. Потому что если только один режиссёр, один художник, то и спектакли у нас будут типовые, как дома. Труппа должна дышать. Пусть расцветают 100 цветов в концепции, о которой мы говорим – «Театр с детства и на всю жизнь».
Семейный подряд
– Много споров ведётся на тему того, должен ли репертуар ТЮЗа состоять из одних только детских спектаклей или нет? Как вы планируете выстраивать репертуар театра?
– Сегодня, к сожалению, репертуар составлен так, что есть перекос в сторону сказок, а для юных зрителей 12-15 лет театр практически ничего не предлагает…
Вот пришёл ребёнок шести лет в театр, через два года он же придёт снова, и важно предложить уже повзрослевшему малышу то, что будет формировать его как личность, научит сопереживать героям. Мы его как бы сопровождаем по жизни, разговариваем с ним посредством интересных спектаклей. Вот в шесть лет мы рассказываем ему, как маму любить, в 12 – как дружить, а в 16 – как влюбляться.
Конечно, у нас есть отличная подсказка – школьная программа. Очень важно, чтобы в театр приходили всей семьёй. У нас даже фирменный логотип теперь в этом стиле: большие буквы Т и З, как папа с мамой, а между ними маленькая Ю, как два ребёнка, держащихся за руки.
В театр важно ходить семьёй. Чтобы потом дома разговаривать не на тему «что ты будешь есть – рис или макароны?», а обсуждать увиденное, чувства героев, свои ощущения по этому поводу. Это же очень ценно, когда в семье появляются общие темы и поводы для разговоров, кроме котлет.
Сейчас детей в театр приводят классные руководители. Низкий им поклон за то, что формируют в наших детях личности, пока родители на работе или дома. Но хочется эту практику походов школьной толпой во главе с классным руководителем расширить. У нас не получилось встроить в логотип театра классного руководителя, каким бы классным он ни был. Семья – вот основа. А значит, билет в первую очередь должен быть недорогим, чтобы даже не думалось, кого не возьмем в театр.
– К сожалению, школьники часто ходят в театр из-под палки, именно по велению того самого классного руководителя…
– Мы готовимся восстановить работу литчасти театра, проводить театральные уроки в школах. Сначала продемонстрируем специальные ролики, в которых сами дети будут рассказывать, как вести себя в театре и так далее. А потом актёр нашего театра сыграет небольшой монолог и пригласит ребят с родителями прийти на спектакль. Уверена, что театральные уроки помогут в воспитании детей.
Мечтаю создать школу театральных критиков. Как раз для ребят от 12 лет и постарше.
Здесь хочется научить ребят анализировать театральные спектакли. Научить детей не бросать правду в лицо, как мокрое полотенце, а подавать бережно, как пальто. То есть аргументировать, доказывать, дискутировать. Школа юных театральных критиков поможет нам сформировать театральный актив детей, через которых мы будем разговаривать с их сверстниками на понятном языке.
– Вы объявили о грядущей реконструкции театра. Это значит, что ТЮЗ на какое-то время будет закрыт или ремонт будет проводиться частями?
– Нет, я хочу, чтобы мы закрылись, а потом открылись уже обновлёнными. Но многое начинает делаться уже сейчас. Например, ремонт туалетов. У нас до сих пор в мужском туалете «чаши Генуи». Это же страшный страх! Но то, что наши зрители в этом сезоне сядут на нормальные унитазы, я вам обещаю.
Ну а когда начнётся реконструкция, мы пойдем по гостям – по площадкам других театров, надеюсь, они нас пустят. Поедем в область, поедем по другим городам. Тут мой цирковой опыт и пригодится – 39 цирковых филиалов по стране, из них 10-15 – моих друзей-директоров помогут нам провести гастроли в городах-миллионниках. Волгоград, Самара, Омск нас ждут. А как замечательно будет выехать в Сочи в сентябре!
Иди и смотри
– До закрытия на реконструкцию зрители (если, конечно, эпидемиологическая ситуация позволит) увидят новые спектакли в ТЮЗе?
– У нас сейчас готовятся сразу две премьеры. «Прощай, конферансье» по пьесе Григория Горина, который ставит Ирина Страхова, и «День отдыха» по Валентину Катаеву. Здесь будут участвовать все заслуженные актёры нашего театра – Евгений Калабанов, Ирина Долганова, Александр Барковский и другие. Ставит Елена Борисовна Фирстова. Все постановки осуществляются, конечно же, при полной поддержке Алексея Логачёва.
Сам главный режиссер театра – Алексей Логачёв начал работу над спектаклем по пьесе «Папа» современного французского автора Флориана Зеллера. Это взрослая история про любовь и взаимоотношения (21+).
Позже, в ноябре у нас будет проходить театральная лаборатория под руководством Олега Лаевского. Сейчас ведём активные переговоры с Союзом театральных деятелей России.
– Знаменитый юрист Анатолий Кони утверждал, что в целом мире нет «управления труднее, многосложнее, замысловатее управления большим театром. Хороший директор театра стоит доброго министра». Вы согласны с этим утверждением?
– Для меня очень важно создать нашим актёрам условия для развития. Сейчас мы подбираем репетитора по сценической речи, репетитора по вокалу, хореографа и будем работать методично и системно.
Сейчас формируется общественный совет из людей, которые любят наш театр, желают ему процветания и успеха. Журналистское сообщество мы тоже приглашаем к сотрудничеству. Мы готовы слушать и слышать. Театру пришло время развиваться с новым силой – советом, ресурсами, видением. И не просто критикой – как всё плохо или чудесно. Речь идёт о конструктивном разговоре. Неравнодушные люди уже собираются вокруг нас.
Я стараюсь вдохновлять людей идеями, чтобы у них появилось желание их воплощать. А вдохновлять – это больше приятно, чем тяжело.
Я хочу, чтобы у нас появилось новое поколение сочувствующих, сопереживающих людей. Я не мечтатель, я вижу, как этого достичь. Все вместе мы будем к этому стремиться.