Актер Александр Олешко рассказал, как найти свой путь в жизни
Газета "Нижегородская правда" №3 от 17.01.24
Подписка на газетуАртист, телеведущий, пародист, звезда сериала «Папины дочки» Александр Олешко добивается успеха во всём, за что берётся. В прошлом году он собрал небывалый урожай наград – за роли Павла I в Театре Вахтангова и за образ Немировича-Данченко в фильме Карена Шахназарова «Хитровка. Знак четырёх». А ещё он великолепный чтец, который находит интонации, проникающие в сердца людей.
О чём сейчас нужно говорить со зрителем, как оставаться собой в любых обстоятельствах – об этом и многом другом Александр Олешко рассказал во время недавнего визита в Нижний Новгород.
Глаза в глаза
– Александр, вы с первых минут на сцене завоёвываете внимание и сердца зрителей. Как вам это удаётся?
– Просто я слушаю и слышу собеседника. Проблема дня сегодняшнего в том, что разговор глаза в глаза и культура общения практически исчезают. Мы не переписываемся, мы даже не звоним друг другу, обмениваемся не словами, а смайликами, обедняя общение. Современный человек многое пропускает из-за того, что живёт в гаджетах, а ему самому кажется, что он очень многое видит и знает.
А по мне гаджет – от слова «гад». Человек его за бешеные деньги покупает и приучает свой мозг, листая бесконечную ленту, информацию смахивать. Заставьте себя хотя бы раз в неделю один день посвятить информационной гигиене. Подойдите к книжной полке, полистайте книгу и увидите, что то, что вы почерпнули из неё, у вас никто никогда не сможет отнять. Это то, что поможет научиться думать, анализировать и сопоставлять.
– Но вы же не против гаджетов в принципе?
– Конечно, нет! Я даже завидую молодому поколению – у них есть возможности, которых не было у нас. Если бы я был в их возрасте, я бы с жадностью впитывал всё, что гаджеты предлагают, чтобы стать образованным и интересным человеком. Но важно делать правильный выбор. Только литература и искусство дают ответы на сложные вопросы. Человек, знакомящийся с тем или иным произведением, впускает в себя дополнительную информацию, которая помогает ориентироваться в мире, в котором многие пытаются вас сбить с правильного пути. А в книгах содержится мудрость, прошедшая через века. И на этом основании ты выстраиваешь свою стеночку, которая не даст сбиться с пути.
Но для меня нет ничего лучше настоящей книги, пахнущей типографской краской. Человек XXI века одинок. Он живёт в виртуальном мире. А книга помогает из виртуального мира уйти в мир чувств собственной осознанности – это очень интересный процесс.
Родство душ
– А если книга – это просто сборник стихов?
– Если человек учит стихотворные строчки, он отодвигает возрастную потерю памяти. Я уж не говорю о том, что объясняться в любви гораздо проще стихами. В школе я был очень влюблён и девочке отправлял то Есенина, то Лермонтова, то Пушкина, то кусочек из Шекспира. Но когда она мне сказала на свидании: «Это потрясающе! Какие разные ты пишешь стихи!», я понял, что у меня ничего с ней не получится. Важно не просто встретиться, куда-то сходить. Важно прочувствовать друг друга, узнать, понять. И именно культура позволяет найти своего человека.
– Это то, что называют родством душ…
– А что такое душа? Это тонкая субстанция, живой организм, который посылается Вселенной, Богом, Небом, для того чтобы пройти серьёзные испытания и сохранить себя и свою историю.
На первом курсе мой учитель сказал: представьте – идёт человек над пропастью по тонкой дощечке, приспосабливается, ищет равновесие, но не знает, что по этой же дощечке навстречу идёт такой же человек. Встретившись, им нужно понять друг друга, чтобы не сорваться вниз и продолжить свой путь. Счастье в том, чтобы дощечка осталась целой и оба человека пришли туда, куда они идут. Этот образ у меня остался на всю жизнь.
Мы все очень разные. У нас разные задачи, разные характеры, но нужно помнить, что мы все находимся на этой дощечке, и необходимо обязательно друг друга увидеть, услышать, не сделать трагических шагов, чтобы кто-то не сорвался вниз, и уж тем более не спихнуть вниз. Потому что тогда жизнь заканчивается не только у того человека, который сорвался, но и у того, кто это сделал. А помочь понять, куда идти, могут только книги.
У каждого человека возникают вопросы, которыми он не может поделиться. Не всё можно спросить у родителей или учителя. Но на все вопросы можно найти ответы в книгах. И если человек понимает, что у него есть такой помощник, ему не будет страшно, он почувствует, что не одинок. Не надо бояться создавать свой собственный мир. Он в музыке, в литературе, и поэтому русскую культуру невозможно отменить. Это классика.
– Так почему же сегодня все ищут что-то новое, стремятся уйти от классики?
– Когда выдающемуся театральному режиссёру Петру Фоменко задали вопрос: «Вас не смущает, когда вас называют нафталином?», он ответил: «Да ну что вы, наоборот, ведь вокруг так много молек!». Это же гениально! Не бойтесь того, что вам кто-то скажет, что вы несовременный. Это такое счастье – отставать от моды или её опережать. Быть вне модных тенденций – значит иметь свой собственный мир, свой собственный стиль, почерк, собственный список литературы, музыки, живописи. Иметь мир, к которому вы будете возвращаться и говорить – что бы ни было сейчас со мной в этом дне, я знаю тот путь, по которому иду.
Судьбоносный перекрёсток
– А как вы нашли свой путь в искусстве? Ведь вы настолько разноплановый артист…
– Когда я окончил эстрадно-цирковое училище, понял, что хочу развиваться, и решил поступать в Высшее театральное училище имени Щукина. А там не любят переучивать. Я понимал, что я им не нужен, но они мне нужны. И когда я прочитал все стихи, которые знал, спел все песни, великий актёр, ректор Владимир Этуш говорит: «Ну ладно, всё!». Я ответил: «Нет, не всё!». Бухнул со страха на колени и почему-то вспомнил, как Маргарита Терехова играет Миледи. Это была моя первая пародия в жизни. Я полз к приёмной комиссии и Этушу и говорил: «Бросьте мученицу львам! Я сестра твоя по вере. Имя, сестра, имя этого подонка! Бэкингем!». И так головой: «Ба-бам!». Комиссия перешёптывалась: «Он сумасшедший, но так хочет учиться, мы его возьмём!». Это была моя первая победа.
А когда показывался в театр «Современник» Галине Волчек, после того же «Всё!» тоже ответил: «Не всё! Я ещё могу кричать Тарзаном!» и… Они были потрясены и взяли меня, потому что увидели искреннее желание. Так я стал актёром театра «Современник» и играл 10 лет в классических спектаклях с уникальными артистами.
– Теперь легендой становитесь вы. В нашем театре оперы в «Онегине» появляется ваш портрет в образе Павла I, которого вы сыграли в Вахтанговском театре. Как вам наш спектакль? Вас не смутила необычная трактовка со спасённым Ленским?
– Там всё было сделано строго по произведению, но есть трактовка режиссёра, который представил, что могло быть и так. Дофантазировать всегда интересно. Мне очень понравилась трактовка вашего спектакля, актёры пели фантастически, и было лестно, что мне оказали честь, представив в образе Павла I. Это не стало неожиданностью – у меня была специальная фотосессия, с которой нарисовали этот портрет.
– Кстати, отношение к Павлу I до сих пор неоднозначное. Вы как никто знаете его жизнь. Каким он был?
– Несчастный, но абсолютно здоровый человек. Когда говорят, что он был сумасшедшим с бритвой, я его спектаклем абсолютно оправдываю. Он мог бы стать великим государственным деятелем, и если бы ему судьбой была дана возможность продолжить свою жизнь, то многих трагических событий в XXI веке мы бы не увидели. Он бы их купировал ещё тогда.
– Как вы думаете, что нас ждёт дальше?
– Верьте в светлый завтрашний день. Мы переживаем непростое время, но являемся свидетелями удивительных преобразований – это судьбоносный перекрёсток для всей планеты и для нашей страны особенно.