Александр Клюквин: «Кино должно ставить вопросы и отвечать на них»
Газета "Нижегородская правда" №57 от 27.09.23
Подписка на газетуЕго голосом говорят Луи де Фюнес, Депардье, Бельмондо, Аль Пачино и десятки других знаменитых актёров. Ежедневно пользователи Сети скачивают тысячи терабайт аудиокниг, фильмов и спектаклей с его участием. А сам Александр Клюквин в это время наедине с микрофоном начитывает новую книгу и работает над очередным фильмом. Один из них – сериал «ФК «Родина» – снимался этим летом в Нижнем Новгороде. Александр приоткрыл секреты будущего фильма, а также рассказал о себе, о кино и о том, как Джоан Роулинг выбрала его для записи аудиокниг про Гарри Поттера.
Тюремная роскошь
– Александр Владимирович, ваш образ на съёмочной площадке просто демонический. Чего же нам ждать от фильма?
– Там много интересного происходило: ваш стадион «Старт» стал локацией, которая будет почти во всём фильме, но кино рождается на монтажном столе, и даже режиссёр не знает, что получится в итоге.
А мой герой – криминальный авторитет. Он большую часть фильма сидит в тюрьме, но не потому, что его посадили, а потому что ему там нравится! Он там отдыхает. У него в тюрьме есть английский паб, бильярдная, чайная, спальная, даже небольшая сцена, куда приезжают девочки ему подпевать, когда он хочет попеть! У него даже есть своя пыточная. Он много дел делает в тюрьме. А главное – он делает деньги и хочет купить футбольный клуб «Родина», для того чтобы снести стадион и построить там себе усадьбу. И по сути он неплохой человек – ироничный, умный, любит свою жену, но жизнь заставляет его быть плохим.
– Вы явно адвокат своего персонажа!
– А по-другому нельзя – не мы такие, жизнь такая. Приходится крутиться. Вы тоже таких людей знаете – богатеньких Буратино. Все они – примитивные люди, хотя в чём-то умные, раз наворовали столько денег. Но в них нет жизни, творчества, огня, любви – только бабло.
Правдивая ложь
– Почему, на ваш взгляд, за последнее время так много фильмов посвящено спорту? И у вас был недавно «Белый снег» – про Елену Вяльбе.
– На этой теме можно деньги заработать. И на «Белом снеге», и на «Легенде № 17». Кино – это бизнес. Но, увы, мы взяли самое плохое из западного кинобизнеса и отринули всё самое хорошее, что было в наших фильмах, и кино стало примитивным. Я говорю об этом прямо, для меня запретных тем нет, я – человек самодостаточный. Я могу выбирать то, что делаю.
– И ваш выбор оценивают зрители! Летом на фестивале кино «Горький Fest» нижегородцы увидели «Короля и Шута», где вы сыграли отца Горшка. Чем для вас стал этот фильм?
– Это одна из удач нашего кино. Не потому что я там снимался, а потому, что оно ставит вопросы и пытается на них ответить. Я люблю говорить: что такое искусство – кино, театр или книга? Это исследование человеческих взаимоотношений. Если это есть – это искусство. Если нет – получается сериальная жвачка.
Этот фильм по сути страшный. Человек умер. Умер от того, что многие потакали его слабости, зарабатывали на ней. И слабость эта – наркотики. Я не фанат «КиШ» и услышал их музыку чуть больше года назад, но я в них влюбился! Таких творческих групп очень мало в России. Они, «СерьГа», «Любэ», ранние «Наутилус Помпилиус» и «Секрет». Их песни греют мне душу. Все они любят свою страну, Москву, Люберцы. Это хорошие люди, которые не стесняются быть патриотами.
– Насколько правдива эта киношная история?
– Ни правды, ни истины в кино в принципе быть не может. Её знают только те, кто ей обладал в момент её совершения. Всё очень субъективно: правда – для одного, неправда – для другого. Сериал – это взгляд тех, кто его снимал, на то, что было. Это не исторический фильм.
Величайшая сказка
– Для многих не меньше кино интересны ваши аудиокниги. Что из вашего аудиобагажа больше всего нравится вам самому?
– Я больше 500 книг записал. Только в сказках «1001 ночи» более 5000 страниц – я её писал три года. Есть «Анна Каренина», которая мне не очень нравится, и потрясающая «Война и мир», которую необходимо изучать всю жизнь. Есть Булгаков, Гоголь, Пушкин, современные писатели. Например, Пелевин, которого я так и не понял. Несколько книг его записал, думал – пойму. Нет! Есть Акунин, который мне очень интересен. Он очень хороший писатель. А то, что ему не нравится, что у нас сегодня происходит, так Россия не червонец, чтобы всем нравиться. Он же не враг? Я считаю, что нет. Многие великие не приняли революцию – что ж их, не читать?
– А сколько времени у вас ушло на то, чтобы начитать всего «Гарри Поттера»? Правда ли, что Роулинг сама выбрала ваш голос из нескольких претендентов?
– Правда. Были слепые пробы – ей отсылали записи голоса и не говорили, кто это. Она выбрала меня, и я записал все семь книг. На них ушло несколько лет. И теперь я считаю, что это одна из величайших сказок в мире, и я рекомендую её читать всем детям и взрослым. Но именно в том переводе, что начитал я. Это действительно хороший перевод, а не тот, что в продаже сейчас.
– Скажите, что главное в поиске голоса героя?
– Есть характеры и твоё понимание того, что ты читаешь. Это сложно объяснить. Если вы слушаете книгу и «видите кино» – я прочитал её хорошо. Если перед вами ни возникает картинки – значит, я прочитал плохо… Или это прочитал не я! Герои все разные. Если я читаю за женщину, я же не говорю женским тонким голосом. Просто характер чтения другой – другие ритм, тембр. Это женщина со своей внешностью, и я выбираю голос, который подходит к этой внешности. Как это делается, я не знаю и объяснить не могу. Я не читаю текст или слова – я читаю книгу от начала и до конца. И никто не делает это лучше меня, – смеётся Александр.
– Сегодня появилось много сервисов, где прочитать книгу и предложить её всем может каждый. Иногда такой кошмар получается…
– Да пусть будут. Это называется стать звездой на пять секунд. Кто хочет? Я! И я, и я! Ну, давайте! И все: ура, мы звёзды! Всё получилось – жизнь удалась! Это как все эти тиктокеры и блогеры, которые хотят подняться и стать Моргенштерном* (признан иноагентом, – прим. авт.). А если ты им стал, это беда. А если ты стал Даней Милохиным* (признан иноагентом, – прим. авт.) – беда вдвойне. На это ведутся только люди непритязательные и не имеющие мозга. А таких большинство – как всегда было и всегда будет: дураков гораздо больше.
– Вы озвучивали самых знаменитых зарубежных актёров в самых известных фильмах мира. А есть ли такое кино сейчас? Случается ли вам от дубляжа получить удовольствие?
– Очень редко. Сейчас я редко дубляжом занимаюсь. Скажу вам откровенно: там платят мало денег, а я – очень дорогой актёр. У меня мало времени и много работы. Это не значит, что я не работаю за маленькие деньги – бывает и бесплатно тружусь. Но дубляж мне малоинтересен. У них есть превосходные актёры, но хороших фильмов сейчас немного, потому что они сейчас занялись не системой Чехова и Станиславского, а ЛГБТ, чёрными, трансвеститами. Ждать от этого прорыва странно. Поэтому я сейчас этим мало занимаюсь.
– А есть ли слова, которые сложны вам? К примеру, тот самый вулкан Эйяфьядлайекюдль? И как с ними справиться?
– Конечно, есть. Но если я такое слово разок-другой прочитаю, то нет проблем. Просто по буквам читайте – и всё! Разложите на привычные слоги. Сложных слов не существует. Есть слова, которые ты не смог понять. Как только ты понял слово, оно становится простым. Однажды я читал учебное кино для симпозиума нейрохирургов. Из знакомых слов там были только предлоги. А у медиков есть очень длинные слова из букв, сложно сочетаемых между собой. Однако же записал. Я умею!
– Ваш голос кажется просто волшебным. Но всякое бывает. Наступила осень, сезон простуд. Каков ваш рецепт – как вернуть голос, если он сел или пропал?
– Просто вернуть голос невозможно, никакие коньяки и яйца не помогут. Только время, молчание и специальные упражнения. И ничего острого, солёного, горячего и горячительного и никаких разговоров шёпотом и по телефону. Самое большое напряжение для связок – разговор по телефону. Мозг человека до сих пор не может понять, как можно разговаривать с Нижним Новгородом, не напрягаясь!